Корабли "Прогресс" будут долго служить космонавтике
Николай Брюханов, первый заместитель генконструктора РКК "Энергия", сообщил, что на благо космонавтике еще долго будут служить российские грузовые корабли "Прогресс" и РКК "Энергия" не сомневается в их дальнейшем использованию.
Со дня первого запуска «Прогресса-1» 20 января исполнится 35 лет. Через 2 дня грузовик пристыковался к станции в автоматическом режиме.
130 пусков «Прогрессов» на счету РКК «Энергия». Единственный неудачный пуск произошел 24 августа 2011 года. Причиной неудачи все же был не грузовик, а ракета-носитель. У «Союз У» произошла поломка двигательной установки. К счастью жертв и разрушений не было.
«Корабль создавался в те времена, когда я еще не работал на предприятии. Я здесь работаю с 1980 года. Но могу предположить, какие сложности были при конструировании корабля. Во-первых, это то, что корабль - полностью автоматический и необходимо было обеспечить его надёжную работу и возможность его применения без человеческого вмешательства», - говорит Брюханов.
Предназначение «Прогресса» - снабжение орбитальных станций, куда необходима доставка научного оборудования и грузов для работы космонавтов.
"Кроме того, "Прогресс" решал задачу и по дозаправке двигательной установки станции компонентами топлива. Вторая сложность, с которой столкнулись специалисты в то время, заключалась в том, что нужно было создать интерфейс по передаче топлива и создать систему, которая передавала бы это топливо с корабля на станцию. Это была непростая и серьёзная задача для инженеров", - сообщил Брюханов.
«На сегодняшний день у нас существует единственный в мире такой интерфейс, он российский. Потому что, например, европейский грузовой корабль ATV пользуется нашим стыковочным узлом и использует систему дозаправки российского производства, американские корабли пока топливо на станцию вообще не передают», - говорит он.
«Прогресс» был создан на основании отработанного космического корабля "Союз". На нем использовались проверенные технические решения.
Брюханов отметил, что в истории «Прогрессов» не было случаев неудачной стыковки или срыва доставки грузов.
«Кроме аварии, которая произошла в августе 2011 года. Но хочу напомнить, что авария была связана не с кораблём, а с работой третьей ступени ракеты-носителя "Союз-У", по кораблю у нас вопросов не было. Эта авария никак не повлияла на дальнейшую судьбу "Прогрессов" и сегодня эти корабли осуществляют снабжение, как российского сегмента, так и МКС в целом», - заметил первый Николай Брюханов.
По его словам, сомнений касательно дальнейшего использования «Прогресса» нет. Наряду с пилотируемым «Союзом» будет использован «Прогресс».
«Мы постоянно модернизируем эти корабли. Сейчас, конечно, нынешние "Прогрессы", как и "Союзы", только внешне напоминают те корабли, которые первоначально летали. Сегодняшние грузовые корабли оснащены совершенно другими системами, технические решения уже другие. Изменения коснулись практически всех бортовых систем "Прогресса" и "Союза», - говорит Брюханов.
По его словам, в настоящее время широкое применение нашли вычислительные средства, предназначенные необходимые в управлении кораблями.
Николай Брюханов сообщил о дальнейших планах провести модернизацию пилотируемого и грузового кораблей. «Прогресс-МС» и «Союз-МС» – новые имена усовершенствованных кораблей.
«Мы сегодня ведём работу, по заданию Роскосмоса, по созданию нового пилотируемого корабля. Могу предположить, что на базе этого корабля будет создан и новый грузовой корабль, но это пока предположение. Всё зависит от заказчика, то есть от Роскосмоса», - отметил Николай Брюханов.