Космонавты в будущем смогут долетать до МКС за 6 часов вместо 2 суток

Космонавты в будущем смогут долетать до МКС за 6 часов вместо 2 суток
01.08.2012 14:05
Просмотров: 3137

Предложение о доставке космонавтов и туристов на Международную космическую станцию (МКС) за рекордно короткое время — шесть часов вместо обычных двух суток — будет подано в Роскосмос после испытаний на грузовиках серии «Прогресс». «В пилотируемой космонавтике всегда так: сначала многократно обкатываем все технологии на космических грузовиках. Если намеченный на 1 августа шестичасовой испытательный полет «Прогресса М-16М» пройдет успешно, и схема себя оправдает, после ряда тестов ее возможно будет использовать и для многократного ускорения доставки на МКС экипажей космонавтов на пилотируемых «Союзах», — рассказал эксперт в ракетно-космической отрасли.

По его словам, в настоящее время при полете к станции по двухсуточной, а иногда и по трехсуточной схеме космонавты сильно устают физически. «Связано это, прежде всего, с тем, что конструктивные особенности „Союзов“, изначально создаваемых для покорения космоса, не предусматривают обогрева жилого отсека до комфортной температуры, а также для обеспечения экипажа полноценным горячим питанием. Именно поэтому по прилету на станцию космонавтов сразу угощают горячим чаем. Кроме того, в случае „шестичасового броска“ экипажу придется значительно меньше жить в условиях „очень малогабаритной квартиры“, коей, по сути, является „Союз“. Кроме того, не секрет, что за двое суток полета космонавты полноценными научными экспериментами заниматься не могут, поэтому даже с практической точки зрения выгоднее доставлять их на МКС быстрее», — пояснил он.

Отвечая на вопрос, почему полеты за шесть часов при очевидных выгодах не применялись раньше, эксперт сказал: «Были в советское время такие опыты. И за один виток стыковались, и через сутки стыковались. По разным причинам этот порядок в свое время не прижился, поэтому за основу была взята двухсуточная схема полета». Поясняя, почему ранее шестичасовая схема не прижилась, в частности, на МКС, эксперт рассказал, что для стыковки со станцией должны были сложиться определенные баллистические условия.

«Что такое стыковка? Это, по сути, падание в высокоскоростную мишень с высокой точностью. Чтобы это гарантировано и безопасно произошло, МКС должна находиться на нужной высоте орбиты в благоприятном с точки зрения баллистики фазовом угле относительно точки старта. Если этот угол мал, в станцию, грубо говоря, очень трудно попасть. До недавних пор МКС летала на средних орбитах из-за требований NASA по безопасности при стыковке американских шаттлов. Теперь, когда американские челноки „отправлены на пенсию“, появилась возможность увеличить среднюю высоту полета станции с 350 примерно до 400 километров, что благотворно сказалось на возможности расширения фазового угла для осуществления стыковки за шесть часов», — отметил эксперт. Смысл подавать заявку в Роскосмос о переводе пилотируемых полетов на шестичасовую схему имеет смысл тогда, когда успешно пройдут все предварительные тесты на «Прогрессах».

«Первый тест мы провели на первом витке вокруг Земли предыдущего корабля „Прогресс М-15М“, второй — попробуем на этом „Прогрессе М-16М“, может, еще третий потребуется. После этих тестов все нюансы их проведения будут подробно обдуманы и исследованы. Только после этого может быть выработано предложение о возможности попытки использования шестичасовой схемы для отправки космонавтов на МКС. Желательно, чтобы все тесты на грузовиках „Прогресс“ прошли чисто: в ином случае произойдет задержка в принятии решения о применении подобной схемы полета космонавтов на МКС», — заключил он.

Яндекс.Метрика