Ледокол "Капитан Драницын" отправляется из Мурманска к арктическим широтам

Ледокол "Капитан Драницын" отправляется из Мурманска к арктическим широтам
03.08.2012 16:56
Просмотров: 1975

Отплытие ледокола «Капитан Драницын» в экспедицию по уточнению высокоширотной границы континентального шельфа в Арктике из Мурманска запланирован на пятницу. 2 августа ледокол вышел на рейд, основной  целью является проведение исследований, которые должны завершить цикл многолетних исследований хребта Менделеева, расположенного в центральной части Северного Ледовитого океана.

Если исследователям удастся доказать, что данные хребты — продолжение континентального шельфа России, у страны появится приоритетное право на разработку этих ресурсов. По  прогнозируемым данным Минприроды, объем данных ресурсов может достигать 5 миллиардов тонн условного топлива.

Ранее работы на арктическом шельфе проводил флагман Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) «Академик Федоров» при помощи атомных ледоколов ФГУП «Росатомфлот» госкорпорации «Росатом». Но на сегодняшний день, экономически более целесообразно было отказаться от атомного ледокола, а затем и от «Федорова». Впервые исследования шельфа будут проводиться с помощью дизель-электрических ледоколов. «Капитан Драницын» выйдет из Мурманска, а «Диксон» из Киркенеса.

Планируется, что судна встретятся у Мыса Желания (северная оконечность архипелага Новая Земля) и отправятся к месту проведения работ. «Диксон» должен быть оснащен буксируемой сейсмической косой, а на «Драницыне» должно быть устройствами пробоотбора, в том числе буровая установка донного базирования. В августе специалисты экспедиции планируб провести сейсмические работы, а в сентябре планируют начать бурение и отбор проб коренных донных пород на шельфе. На конец сентября - начало октября планируется завершение экпедиции.

В состав экспедиции вошли три гидрографа из Государственного научно-исследовательского навигационно-гидрографического института. Начальник экспедиции — заместитель директора по геоэкологии ФГУНПП «Севморгео» Олег Корнеев. Дизель-электрический ледокол «Капитан Драницын» является линейным ледоколом типа «Капитан Сорокин», построен на финской верфи «Вяртсиля», спущен на воду 2 декабря 1980 года. «Диксон» также построен на «Вяртсиле» в 1983 году, является дизельным ледоколом типа «Мудьюг» мощностью 13 тысяч лошадиных сил. Его ширина составляет 21,4 метра, осадка — 6,5 метров. Россия с 2001 года претендует на богатый углеводородами участок шельфа, включающий хребты Ломоносова и Менделеева, однако ее заявка была отклонена в связи с недостатком информации.

Для доказательства своих прав России необходимо предоставить в комиссию ООН по морскому праву данные двух видов: геологические образцы коренных пород хребтов, которые можно получить только с помощью бурения, а также геофизические данные по результатам сейсмоакустического профилирования. Главным заказчиком работ по уточнению границ континентального шельфа в Арктике является Минприроды и Роснедра. Главным исполнителем ранее выступал Государственный научно-исследовательский навигационно-гидрографический институт совместно с ААНИИ, Росатомфлотом, ОАО «Севернефтегаз», ОАО «Гидро-Си», ФГУП «ВНИИОкеангеология», ЗАО «Газавиа» и компанией ION-GXT, предоставившей уникальное оборудование для научно-исследовательского судна «Академик Федоров». В этом году упор будет сделан на бурение — ФГУНПП «Севморгео», входящее в состав Федерального агентства по недропользованию Минприроды, в начале 2012 года получило лицензию на исследование хребта Менделеева и отбор проб коренных донных пород.

Яндекс.Метрика