Наука – как фундамент для международных отношений
Санкции США затронули и научную сферу жизни
После обострения ситуации на Украине, США были введены санкции, которые затронули не только государственные учреждения страны, но и науку России. Так министерством энергетики Соединённых Штатов для учёных России был закрыт доступ к самым крупным центрам науки по изучению физике. В число «закрытых» центров попала и Брукхейвенская национальная лаборатория (BNL). Одновременно был опубликован запрет на выезд американским учёным в Россию. Теперь они могу приехать в нашу страну только в том случае, если это затронуты национальные интересы США.
Научные институты США имеют своё мнение о введенных санкциях
Тем не менее, BNL пересмотрела данный запрет, однако работа над такими важными проектами, как, например, в сфере борьбы с климатическими изменениями, так и не была возобновлена. Также, несмотря на санкции правительства, ряд таких организаций как NASA, не остановили свою совместную работу с учёными из России, особенно в рамках проекта освоения космоса.
На введение подобных санкций президентом РАН Владимиром Фортовым было заявлено, что подобные меры могут стать прекрасной мотивацией для роста науки и техники, хотя и вредят научным и техническим связям между странами.
А работникам Института ядерной физики сибирского отделения РАН санкции не стали препятствием, чтобы сдать BNL синхротрон, общая стоимость которого составляет около четырнадцати миллионов долларов. Вопрос возник только о двигателях для ракет РД-180, от которых как бы ни хотели, но Соединённые Штаты не смогли от них отказаться из-за того, что альтернативная замена отсутствует.
Дмитрием Рогозиным, занимающим пост вице-премьера России, были обещаны свои «санкции», по которым будут заблокированы станции GPS, прекращено использование МКС после 20-го года и запрещена продажа вышеупомянутых ракетных двигателей.
Представители научных кругов США не остались равнодушными
Несомненно, такое противоборство не могло не затронуть ни представителей политической сферы, ни представителей научных кругов. Так Кэтлин Кэмпбелл, являющаяся президентом Фонда гражданских исследований и разработок Соединённых Штатов Америки, не могла не отметить, что именно научная сфера могла бы стать почвой для возобновления положительных отношений между странами.
Кэтлин Кэмпбелл проводит параллель между нынешней ситуацией с событиями 1980-х годов, когда из-за военного вторжения в Афганистан, научное сотрудничество между Россией и США практически было прекращено. И возобновление этих отношений произошло только в 89-ом году прошлого века. Уже через четыре года между странами было принято соглашение о научном и техническом сотрудничестве, которое предполагалось продлить в следующем 2015 году. По мнению же Кэмпбелл, подобное соглашение уже исчерпало себя, и следует пересмотреть его, уже опираясь не на политические связи, а именно на научные.
Так она сформулировала два условия, выполнение которых приведёт к эффективному взаимодействию обоих стран. Первым условием является то, что каждая из стран должна заниматься той областью, которая принесёт взаимную выгоду. Так России следует сделать упор в область развития промышленности.
Вторым условием Кэмпбелл обозначила активную поддержку науки со стороны обеих стран. Именно учёные должны стать лидерами в поиске путей поддержки исследований. Однако такое положение потребует и определённых уступок со стороны политических лидеров. Но, по её мнению, именно научная сфера должна стать фундаментом для дальнейших отношений между странами.