Не страшна самолету молния
Удар молнии в самолет, конечно же, классифицируется как авиационное происшествие. Однако он не несет серьезной угрозы людям, находящимся на борту, поскольку лайнеры нашего времени оснащены надежными молниезащитными средствами.
Спасение в современной молниезащите
Об этом свидетельствует множество случаев. Среди них два инцидента, которые произошли в июне текущего года, во время которых разряд получил самолет компании British Airways, следовавший по маршруту Лондон – Москва, а также Boeing 737, летевший из Симферополя в Москву. Обследовав самолеты, эксперты выявили только оплавленные заклепки по бокам фюзеляжа, неисправности некоторых датчиков и статических разрядников.
По данным специалистов, как правило, молния оплавляет выступающие детали борта, например нос и края крыльев. Разряд проходит по внешней части корпуса и выходит с противоположной стороны. Таким образом, пассажиры и экипаж, а также оборудование, необходимое для дальнейшей исправной работы самолета остаются невредимы.
Часто удар молнии остается вообще незамеченным
Не редко о молниеносном разряде не догадываются ни пассажиры, ни пилоты корабля, поскольку он может не оставлять никаких признаков, разе что, за исключением небольших следов в точке удара и выхода, а также незначительных перебоев электричества. Но по статистике количество попаданий сводится к двум случаям в течении года.
Такой высокий уровень безопасности достигается благодаря применению в строении композитных материалов, а также использованию специальной медной сетки, которая берет на себя любой разряд электричества, не пропуская его вглубь борта. Очень важно, что при этом минимальной является вероятность того, что в результате удара молнии воспламенится топливо, емкости с которым расположены в зоне риска – внутри крыльев. Немалую роль в этом играет специальный, термоустойчивый материал, которым покрыта внешняя часть корабля. Она способна выдержать температуру до 30 000 0 С.
Обычно такого рода ситуации происходят с самолетами, которые проходят сквозь дождевые тучи на высоте от 2 до 6 километров. При этом, чем больше судно по размеру, тем выше вероятность удара. Дело в том, что само вторжение в опасную облачную зону способно вызвать молнию в и без того наэлектризованном пространстве. И чем меньше машина – тем слабее ее влияние на возникновении разряда.
И все же трагические случаи были
Хотя современная молниезащита самолетов практически не оставляет причин для беспокойства, трагедии случались и при ее наличии. Правда, это были единичные случаи. Так, в начале текущего года в восточной части Индонезии, в результате грозы потерпел крушение легкомоторный самолет авиакомпании Intan Angkasa Air. При этом погибли четыре человека, пребывавшие внутри. 2010 год ознаменовался масштабной катастрофой. Тогда от удара молнии на три части разорвало Boeing 737-700, который следовал из Боготы и уже заходил на посадку. Но в результате следственных действий выяснилось, что разряду сопутствовал внезапно сорвавшийся ветер, кроме того, самолет в тот момент попал в воздушную яму.
Но самая страшная трагедия произошла в 1963 году. Boeing 707, в который попала молния, взорвался прямо в небе. Именно после этого всерьез решили оснастить все суда разрядными средствами, предназначенными для ликвидации статического электричества. Тогда же нашли способ, как обезопасить топливо от взрыва. Он основывался на заполнении опустошающейся части емкости инертным газом, который не давал бы парам горючего воспламеняться.