«Ни рыба, ни мясо». Наши первобытные предки
Всегда полезно знать свою «родословную». Тем более что ученые периодически, то тут, то там, находят останки наших безгранично далеких предков, которые имеют все признаки нашего с ними родства.
Выживание в период Девонского вымирания
Около 415 – 422 млн. лет назад стартовал четвертый (геологический) период палеозойской эры, «тянувшийся» около 60 млн. лет. Он был очень богат на события. И конец его ознаменовался периодом Девонского вымирания, которое оценивают, как одно из крупнейших вымираний в истории планеты.
Борьба за существование шла нешуточная, и кистеперые рыбы вынуждены были искать себе новую «родину».
Первым местом их обитания были пресные водоемы, затем они «разбежались». Одни вернулись в море, а другие, из-за недостатка в мельчающих водоемах кислорода, принялись тренировать альтернативное легочное дыхание. А следом начали развивать мускулатуру в основании плавников и передвигаться, опираясь на субстрат. Они активно использовали вновь приобретенные способности для того, чтобы высунувшись из воды, присмотреть себе добычу. И таким вот образом, не спеша, эволюционировали в земноводных.
Представители последних (ихтиостеги и др.) рыбьими признаками все еще обладали, но конечности их вполне сформировались.
Прапрапрадед всей ползающей братии
Для подтверждения этой теории ученым нужно было отыскать представителя недостающего переходного вида от кистеперых к земноводным. И в 2004 г. это великое для них событие произошло в Канаде на острове Элсмир, всего в 1000 км от Северного полюса. Нил Шубин, профессор Чикагского университета, нашел там окаменелости – останки тиктаалика.
У трехметрового современника позднего девона (375 млн. лет назад) имелись отличительные признаки рыб: чешуя, плавники и жабры. Но и признаки земных четвероногих животных – тетраподов – были на лицо. Его череп является черепом существа, ползающего по земле. Он имеет легкие, вытянутую и уплощенную, как у земноводных голову, и то, что уже можно называть шеей. Судя по строению головы и плеч, ученые предполагают, что его охотничьи повадки были сродни повадкам современных крокодилов.
Поверженные теории
Но главная интрига, как оказалось позже, заключалась даже не в самом факте нахождения тиктаалика. Поскольку в 2004 г. были обнаружены и изучены окаменелые останки только передней части скелета. Основываясь на ее строении, ученые пытались выдвигать предположения о строении задней части.
Существовавшая до сих пор теория гласила, что у рыб эволюционировали только передние конечности, а эволюция задних произошла уже у четвероногих. Но в последующие за сенсационной находкой несколько лет, в том же районе были обнаружены еще пять окаменелых фрагмента скелета. И они со всей очевидностью доказали, что у тиктаалика брюшные плавники в развитии не слишком отставали от передних.
Нил Шубин с уверенностью заявляет, что строение тазовых костей тиктаалика уж очень сильно напоминают строение таза первых животных, которые начали ползать по земле. Его плечевой пояс и тазовый были практически одного размера, а мышцы позволяли обеим парам конечностей производить активные загребающие движения. По совокупности получается новое открытие.
И открытие это идет вразрез с прежними теориями: представители переходного от кистеперых рыб к земноводным вида уже могли ходить. Причем не только в водоемах по мелководью, но и выползать на берег.
Кстати, как оказалось, в Африке до сих пор проживают рыбы с аналогичным строением тазовых костей. Двоякодышащие. Шубин с коллегами утверждают, что по дну водоемов они именно ходят.