Пчелы не принимают решения при недостатке информации
Австралийские биологи заявили, что пчелы не спешат выбирать цветок, если понимают, что они обладают недостаточным количеством данных для совершения выбора. Такое поведение свидетельствует о наличии метасознания у них, которое является способностью оценивать свой "багаж знаний". Ранее это считалось исключительным атрибутом человека.
За последние годы ученым удалось обнаружить множество фактов, которые свидетельствуют в пользу того, что некоторые "человеческие" способности нельзя назвать эксклюзивными особенностями Homo sapiens. Новокаледонские вороны умеют изготовлять, а после применять орудия труда, при этом птицы предварительно оценивают их эффективность. Шимпанзе умеют оценивать ситуацию, в которой находятся их товарищи, чтобы передавать им полезные инструменты. Голуби наделены рудиментарными арифметическими навыками.
Клинт Перри вместе с коллегой Эндрю Барроном из университета Маквайра в Сиднее выяснили, что типично "человеческой" способностью обладают и пчелы. Ученые проследили за поведением нескольких насекомых в крайне необычной ситуации.
В ходе эксперимента ученые выпускали пчел в сосуды. На их стенках находилось две поилки, в одной был сахарный сироп, а в другой - горькая жидкость. Рядом с емкостями, сверху или снизу по отношению к ним, исследователи приклеили рисунок, который пчелы использовали для выбора "правильной" поилки. Насекомым удалось достаточно неплохо справиться с проблемой выбора, и в 80% случаев они принимали верное решение после 10-ти тренировочных попыток.
После того, как пчелы освоились, биологи усложнили им задачу, поместив поилки на одной линии с картинкой, либо же добавив еще одну фигуру на стенки сосуда. Результат был довольно непредсказуем, поскольку большая часть насекомых перестала подлетать к сосудам. Доля таких "дезертиров" выросла вместе с неоднозначностью выбора. По словам биологов, данный факт свидетельствует о наличии у пчел так называемого метасознания, которым является умение оценивать полноту своих собственных знаний и истинность мыслей.