Первый мини-мозг

01.06.2014 22:15

Открытие новой нервной системы

Новые знания о геноме морского крыжовника являются ценными для медицины и дают возможность биологам в России и за рубежом предполагать, что нервная система в процессе эволюции возникала не один раз, а два. Биологи из разных стран, сделав генетический анализ этого, похожего на медузу, беспозвоночного, пересмотрели свои взгляды на происхождение мира животных.

Гребневик оказался таким старым обитателем планеты Земля, что даже примитивные губки младше него. Зоопланктон, а также мелкие рачки являются основной добычей для этого хищника, но на вид он абсолютно безобиден, полупрозрачное тело с ресничками, за что и был прозван морским крыжовником. Для выживания в морской среде необходима развитая сеть нервных окончаний, которая позволяет управлять мышцами и ориентироваться в пространстве, поэтому можно сделать вывод о том, что гребневик для охоты использует мозг.

В Черном море этих беспозвоночных существует 150 видов, один из них это мнемиопсис, с ним связана удивительная история. Однажды, из-за него в начале 1980-х годов почти случилась экологическая катастрофа. Резко снизился уровень промышленной добычи рыбы, когда стали разбираться, то выяснилось, что гребневик поедает корм для рыбы. Группа ученых занимавшаяся этим вопросом поселила в море другого гребневика берое, который питается мнемиопсисом в свою очередь, так и решили проблему.

Исследования

Вообще, в мире очень многие биологи и нейрогенетики занимаются изучением гребневика. Российская группа профессора Евгения Рогаева объединилась с американской группой профессора биологии Леонида Мороза для анализа генома этих беспозвоночных морских животных.

Начало исследованиям ознаменовал вопрос: почему гребневики так не похожи на других животных? Евгений Рогаев всегда мечтал найти такое животное, которое являлось бы первым среди животных с нервной системой и изучить его гены, но определить кто, является обладателем самого древнего мозга, не представлялось возможным. Поэтому, когда обнаружили скопление нервных клеток у гребневика, специалисты со всего мира объединились для изучения этого вопроса. Им удалось произвести геномный анализ и выявить множество отличий в генокоде гребневика и других животных. Например, морской крыжовник обходится без молекул микро-РНК, которые так необходимы другим. С помощью специального оборудования группа Леонида Мороза исследовала состав нервной системы гребневика и тоже выявила существенные отличия. Все это позволило сделать вывод о том, что вид гребневиков эволюционировал параллельно с другими животными, но по своему сценарию. Возможно, это произошло около 600 млн. лет назад.

Результаты исследований, их значение

Открытие ученых является очень важным этапом развития нейробиологии, полученные знания показывают, что существует альтернативный вариант развития нервной системы и соответственно механизмы передачи нервных импульсов, а это в свою очередь важно для медицины. Группой Евгения Рогаева была проделана большая работа, которая длилась около трех лет, и конечно, без помощи меценатов не обошлось. Александр Чикунов, основатель группы компаний «Росток», поддержал работу генетиков в области исследования регенеративных способностей гребневика. Такие исследования помогут лучше понять механизмы старения и увеличить продолжительность жизни человека.

Евгений Рогаев в настоящее время завершает еще несколько проектов, связанных с независимой эволюцией гребневиков, эти удивительные животные помогут пролить свет на гены болезни Альцгеймера и долгожительства.