Полет без следа
От экологов поступило необычное предложение о запрете самолетам оставлять инверсионный след в небе. Такой запрет выдвинут в связи с парниковым эффектом, источником которого является след инверсии, так как это не что иное, как облака. Источник такого необычного предложения находится в Европе, где правительство со всей серьезностью подходит к вопросу парникового эффекта, так как железные птицы негативно влияют на атмосферу.
Как образуется пушистый след
Далеко не всегда можно увидеть инверсионный след. Нужны особые температурные условия для его образования. В районе нахождения самолета должна быть температура низкая и одновременно влажность высокая. Именно такие условия создают основу для пушистого следа, который оставляет самолет. Отработанные газы реактивных двигателей - вот причина появления инверсии. Только водяной пар и серные соединения, из всего их многогранного химического состава, отвечают за появление следа. Сера необходима для появления точек конденсации, тогда как источником пара может быть не только реактивный двигатель, но и атмосфера с повышенной влажностью.
Влияние инверсии на климат
Уже не один год ученые занимаются изучением влияния инверсионных облаков на климат. На сегодняшний день известно, что облака, созданные человеком, способны как охлаждать Землю, так и нагревать ее. При первом варианте солнечный свет отражается обратно, тем самым охлаждая Землю. Нагревание же происходит следующим образом: искусственные облака задерживают инфракрасное излучение в слоях атмосферы планеты.
Однако вреда от инверсионных облаков гораздо больше, чем пользы, так как обратная сторона инверсии – парниковый эффект. При необходимых природных условиях след инверсии может быть протяженностью до 150км и оставаться в небе до суток.
Как летать без следа?
В Англии ученые пытаются найти способ полета самолетов без инверсионного следа. Задача не из легких, так как нужно сохранить и окупаемость перевозок. По словам исследователя Эммы Ирвин, может возникнуть иллюзия, что самолету во избежание возникновения следа инверсии нужно делать большой крюк, но это не так. Земля не идеально круглая, поэтому расстояние полета увеличится не намного.
Согласно вычислениям ученых, даже если небольшой самолет отклонится от областей с повышенной влажностью, то уже будет понижено отрицательное влияние на климат от инверсионного следа.
«Лайнерам следует отклоняться на расстояние в 3 раза большее, чем следует, так как они на километр выбрасывают больше углекислого газа» - говорит исследователь Эмма Ирвин. Так же ученые занимаются исследованием влияния самолетов, которые летят на одинаковой высоте, на климат. Например, самолет, который следует курсом Лондон - Нью-Йорк, должен отклониться всего лишь на пару градусов от обычного маршрута, чтобы избежать появления следа инверсии. Это удлинит его путь на 22 км, что от общего расстояния составляет 0,4%.
Сейчас ученые заняты работой над возможностью изменения трансатлантических маршрутов самолетов, с целью уменьшить их негативное воздействие на климат. Но такой проект несет в себе и много минусов. Если воплотить в жизнь предложение ученых, то возникнет множество проблем, как экономического характера, так и проблема безопасности перевозок. Это добавляет работы работникам диспетчерских служб, которые должны выяснить, можно ли изменить маршруты и будут ли они безопасными. Не останутся без дополнительной работы и синоптики. В их задачу будет входить решение вопроса о прогнозировании появления инверсионных облаков.