Проблемы прикладной науки в России
Что поможет российской науке побыстрее подняться до уровня мировой? Ответ на этот вопрос ищут эксперты РАНХиГС. Нами был прочитан предложенный доклад, а также удалось пообщаться с авторами этой работы, которые поделились тем, как на их инициативы реагировали специалисты разных областей. РАНХГС при Президенте России был представлен доклад о научно-технологической политике быстрого реагирования. Объем работы – больше 150 страниц, и именно она освещает проблемы перехода нашей страны на иную модель экономического развития до 20-х годов нашего века. Специалисты учреждения уверены: наша страна отстает как минимум на пять-шесть лет, а это, несомненно, критический фактор для достижения лидерства в технологической сфере, что поможет занять нишу в будущих рынках.
Россия отстает от других стран в сфере технологий
Что можно посчитать одним из примеров отставания нашей страны? Возьмем перепрограммирование стволовой клетки. За это открытие два года назад Синьей Яманакой была получена Нобелевская премия. Сам результат исследований был получен восемь лет назад, через два года технологизация была подтверждена, затем была налажена технология производства, а в этом году была создана целая промышленность. Итак, Япония поставила перед собой амбициозную цель: до 2025 года наладить обеспечение искусственными органами до 80% населения. В нашей же стране лишь в этом году эта сфера была определена как прорывная. А вот еще одно направление – когнитивные ЭОМ и мемристорная микросхема. Результат также был получен восемь лет тому назад в Америке, а уже два года назад в США развилась индустрия, продвигающая это направление.
Нужно решиться отказаться от систем долгосрочного планирования
Авторы работы уверены, что систему долгосрочного планирования нужно заменить на систему научно-технологического отслеживания, которая распознает даже самые слабые намеки о появлении прорывных результатов и направлений. Примером может быть методика исследования функционирования нервных клеток, названная оптогенетикой – она заключается во введении в мембрану особых канальцев – опсинов, которые реагируют на световые раздражители. В 2008-ом году наши ученые получили прорывной результат, а уже через два года журнал «Саенс» определил это, как одно из самых перспективных направлений ближайших десяти лет. Сейчас завершается этап подтверждения технологизации в Соединенных Штатах, Ю.Корее и в странах Европы. Если Российская Федерация будет работать над развитием этого направления уже сегодня, отставание ее сократится и не будет настолько разительным, как в вышеописанных случаях.
Если вы придете в один из институтов АН и укажете ученым на то, что направления, которыми они занимаются, не являются прорывными, вы увидите странную реакцию – они могут использовать элементы прорывных результатов, однако не владеть объемом патентных данных и не рассматривать эту информацию в других целях. Правда, часто ученые переосмысливают свои тактики, таким образом, получая возможность взглянуть на свое исследование под другим углом.
Педагогическая нагрузка у наших ученых составляет 1200 часов, а у специалистов Гарварда – 200
Авторы работы сообщили, что в нашей стране проводится множество экспериментов, которые не интересуют окружающий мир, а вот в социологии, к примеру, полностью отсутствует мейнстримные направления. У наших ученых совершенно нет информационного базиса, ведь педагогическая нагрузка их в 6 раз больше, чем у экспертов таких вузов, как Гарвард или МИТ.