Радости и хлопоты команды "Розетты".

09.08.2014 16:06

Новая страница в истории космических исследований - "Розетту" вывели на орбиту кометы Чурюмова-Герасименко. Следующие 12 месяцев у команды европейских ученых будет немало работы.

"Розетта" привлекла большое внимание со стороны медиа. Сотни журналистов приехали в центр руководства полетами Европейского космического агентства в немецкий Дармштадт.

Комета, которую "обнаружила" Розетта ", выглядит как два больших куска из пыли и льда, приклеенные друг к другу. Ее форма удивила даже ученых:

"Действительно странная комета. Мы ожидали все, что угодно, а в результате она выглядит как резиновая уточка для ванной комнаты ".

"Великолепная форма! Из научных соображений, это, наверное, один из самых интересных объектов для исследования, которые можно представить.

Первые качественные фотографии кометы удалось сделать благодаря технологии Osiris. Мы пообщались с сотрудником Института Макса Планка, который рассказал о том, как много информации об астрономическом объекте можно получить благодаря фотографиям:

"Итак ... Давайте я покажу вам, как это работает. Вот глаз "Розетты". Мы видим много деталей, например, холмы размером с дом. Качество 8 метров на пиксель позволяет нам разглядеть тень от этих холмов на равнинной местности ".

На один оборот вокруг своей оси комета Чурюмова-Герасименко тратит не более 12 часов. Таким образом у "Розетты" есть достаточно времени, чтобы досконально изучить ее поведение:

"Вот ее вращение именно такое, как видно на этой анимации ... Она вращается вот так. Вот "северный полюс кометы", вот "южный". Сейчас на него не падает свет. Направление ротации вот такой ... А вот, как ни странно, ее "экватор".

Еще несколько лет назад было сложно представить, что человечество сможет "подойти" к комете настолько близко. Команда ученых готовится к исполнению "Розеттой" сложных маневров:

"Мы уже приблизились к комете, поэтому готовы начать ее характеризовать. Прежде всего этот обьект имеет необычную форму. Наш космический аппарат летит вот в этом направлении. Солнце где-то тут ... Мы же хотим рассмотреть этот объект с разных углов, поэтому траектория нашего движения очень необычная, треугольная ... Это позволит нам зафиксировать форму кометы. Наше движение вокруг кометы в августе основан на ее гравитации, ведь это одна из характеристик, которую мы хотим измерить. Мы используем космический аппарат как своеобразный сенсор гравитационного поля кометы ".

Карта гравитационного поля кометы нужна исследователям в ближайшее время для того, чтобы миссия шла по плану:

"Это основа нашей дальнейшей работы. Если мы не составим подробную характеристику кометы, то не сможем вокруг нее летать. Вместе с тем мы осознаем, что сможем научиться летать вокруг нее только когда собственно начнем это делать ... В ближайшие недели этот этап миссии будет завершен ".

Миссия "Розетты" сверхважная для понимания состава и поведения простых, но чрезвычайно старых космических объектов. Комета - основной свидетель времен формирования нашей планеты, которое состоялось 4,5 миллиарда лет назад:

"Кометы содержат такую же воду, как и та, из которой состоит человеческий организм, которую мы пьем. Существует непосредственная связь между кометами и жизнью на Земле. Кометы могут помочь нам понять эволюцию Солнечной системы ".

"Розетта" кружить вокруг кометы Чурюмова-Герасименко в течение нескольких месяцев, а в ноябре опустит на нее модуль "Фили", который в свою очередь соберет первые пробы состава этого космического объекта. Сегодня ученые выбирают место посадки зонда:

"Наивно полагать, что равнинная поверхность - это идеальное место для посадки. Наличие равнины свидетельствует лишь о том, что в этой зоне происходят мимолетные геологические изменения. Опускать сюда зонд не стоит, ведь речь идет о геологически крайне нестабильной зоне. Все эти нюансы мы должны взять во внимание ".

Ученые пристально следят за состоянием "Розетты". За последние 10 лет космический аппарат преодолел расстояние в 6,5 миллиарда километров:

"Аппарат функционирует без сбоев. Напомню, что его путешествие продолжается уже 10 лет. Обычно после такого "стажа" большинство космических аппаратов завершают свою миссию, идут "на пенсию". "Розетта" же наоборот только начинает работать. Неудивительно, что безупречное состояние нашего аппарата вызывает немало зависти ".

Между тем в команде "Розетты" господствуют энтузиазм и гордость:

"Мы все в таком восторге от этого процесса, как маленькие дети от Рождества. Все чувствуют, что момент, который мы переживаем, - исторический ".

"Это нельзя ни с чем сравнить. Это смесь радости от открытий, научного процесса и просто недоумение ... Недавно мой сын впервые сказал мне, что хочет стать ученым. Моя личная миссия выполнена ".

"Розетта" - одна из самых интересных миссий за последние годы, впрочем она - не единственный аппарат, который сегодня путешествует космосом! ".

7 месяцев прошло с момента запуска спутника Gaia. Сегодня аппарат готов к своей миссии - он зафиксирует координаты и измерит физические и химические параметры миллиарда звезд, расположенных на расстоянии 30 тысяч световых лет от Земли.