Россия нуждается в буровом судне, для собра материалов для заявки по шельфу в Арктике

Россия нуждается в  буровом судне, для собра материалов для заявки по шельфу в Арктике
03.08.2012 15:03
Просмотров: 2264

Для получения приоритета на расширение границ российской зоны арктического шельфа, России необходимо построить или арендовать буровое судно, чтобы собрать достаточно материалов в Комиссию ООН по морскому праву. В пятницу специально переоборудованные дизель-электрические ледоколы «Капитан Драницын» и «Диксон» должны отправиться в Арктику собирать дополнительный материал для российской заявки. Если собранный материал докажет, что хребты Ломоносова и Менделеева в центре Арктики являются продолжением материкового шельфа России, страна получит право на освоение углеводородов. Прогнозируемые цифры по перспективе разрабатываемых ресурсов на данных шельфах исчисляется до 100 миллиардов тонн условного топлива.

«Для сбора материала, который удовлетворит комиссию, России нужно пробурить несколько скважин и достать скальный геологический материал в районе хребта Менделеева в Арктике... Насколько мне известно, единственная технология, с помощью которой можно пробурить настолько глубокие скважины, подразумевает использование буровых судов», — сказала сотрудница лаборатории океанических исследований GEOMAR, доктор геологических наук Хайдемари Кассенс. Согласно критериям Комиссии ООН по морскому праву, в заявке нужно предоставить образцы скальных пород, из которых состоят хребты Ломоносова и Менделеева. Сложность получения данных пород, заключается в том, что они покрыты слоем осадочных пород толщиной около 0,5 километра, который нужно пробурить, чтобы достать нужные образцы. Бурение при этом должно проходить на глубине более 1,5 километров. Ранее заявка от России ограничивалась данными сейсмической разведки с предоставлением проб только подводных грунтов и осадочных пород.

«Материал полученный при бурения в центральной Арктике, помимо национальных интересов, могло бы внести огромный вклад в мировую науку. Серия бурений в приполярном регионе помогла бы ученым „читать отложения на морском дне как книгу, слой за слоем, постепенно разбираясь в геологической истории этого региона, особенностях и этапах его формирования“. Если бы Россия построила буровое судно для работы в Арктике, это позволило бы сделать много открытий мирового значения, попробовать прочесть очень важную главу истории Земли», — считает профессор германского Института полярных исследований имени Альфреда Вегенера Йорда Тиде. По его словам, геологи стали получать данные о составе и возрасте коренных пород Мирового океана всего около полувека назад — с началом Программы по глубоководному бурению. В 2003 году на смену ему пришел проект «второго поколения» — IODP (Integrated Ocean Drilling Programm). Всего за 30 лет работ было пробурено около 1500 скважин на глубинах до восьми тысяч метров.

Россия должна построить минимум одно, а лучше несколько судов для глубоководного бурения, чтобы быть лидером в исследовании геологии арктического региона, считает директор Института океанологии РАН Роберт Нигматуллин. Россия сейчас вообще не обладает подобной технологией. Таким образом, в случаях, когда стране необходимы данные, которые можно добыть только с помощью бурения дна океана, приходится обращаться к Японии или США, которые располагают подобными судами или передвижными буровыми установками. Один из способов, по словам эксперта — участвовать в программе IODP и за шесть миллионов долларов в год реализовывать свои проекты на чужих судах. По словам экспертов, судно для научного бурения построить проще, чем для промышленного. Буровые механизмы могут быть размещены на судах, платформах различных конструкций, а также на искусственных островах, однако наиболее эффективными для научного бурения считаются специально сконструированные суда с «двойным» корпусом (moon pool), с буровой шахтой посередине.

Яндекс.Метрика