Роскосмос должен перейти на европейскую систему управления качеством
Российская космическая отрасль должна перейти на европейскую многоступенчатую систему управления качеством, а также принять систему мотивации персонала — только это позволит снизить риск аварий. Говоря о произошедших в последнее время авариях при космических запусках, он отметил, что и в советское время, и в новой российской истории такие аварии происходили.
За последнее время у России было несколько неудачных запусков космических аппаратов, из-за чего были утеряны несколько спутников и межпланетная станция. Последняя произошла, 6 августа с.г. ракета «Протон-М» не смогла вывести на переходную орбиту космические спутники связи «Экспресс-МД2» и Telkom-3. Как сообщал Роскосмос, в ходе выведения головной блок не был обнаружен на переходной орбите. Сигнал с головного блока был принят с аварийной промежуточной орбиты. По предварительной информации, включение маршевой двигательной установки разгонного блока «Бриз-М» произошло в расчетное время. Однако она отработала лишь 7 секунд вместо расчетных 18 минут 5 секунд.
«Но это ни в коей мере не оправдывает той ситуации, которая сложилась сейчас. И вот эти полтора года, в течение которых мы имели семь неприятностей, они конечно выпадают из статистики и заставляют подумать о неких системных мероприятиях, которые может быть позволят, а я убежден, что позволят, сохранить доброе имя российской космонавтики и российской промышленности, которая изготавливает эти изделия», — сказал экс-глава Росавиакосмоса, председатель научно-технического совета «Ростехнологий» Юрий Коптев.
Необходимо кардинально менять систему управления качеством в космосе. Прежняя советская система военной приемки была разрушена, отметил Коптев, а ныне существующая система контроля не смогла удержать качество на высоте.
«Надо уходить на европейскую систему управления качеством. Есть такой опыт, есть известная организация наша, находящаяся в Сибири... ИСС имени Решетнева. Ее жизнь заставила воссоздать систему западную, поэтапного контроля, где на каждом этапе проводиться процедура сверки результатов с тем, что закладывалось в проекте. Таких этапов обычно
Вспоминая опыт прошлых лет в организации космической деятельности, Коптев рассказал, чтоне последнюю роль играет правильно установленная «система мотивации персонала, который работает на ответственных операциях». В советское время люди, которые работали в системе ракетно-космической промышленности, кроме понимания важности, значимости, кроме давления административного, партийного, имели материальную мотивацию. Их зарплата была на
Так в Центеа имени Хруничева, который заработал на запусках зарубежных спутников 770 миллионов долларов, средняя зарплата на предприятии соответствует 28 тысяч рублей при средней московской зарплате более 40 тысяч. «При такой зарплате говорить о какой-то мотивации.... очень сложно ожидать, что выпускники ведущих вузов пойдут на эти предприятия», — сказал экс-глава Росавиакосмоса.
«Первое, что надо было сделать, безусловно — это сохранить жесткую вертикаль управления. Сегодняшняя ситуация, когда принято решение выводить все федеральные государственные предприятия в акционерные общества, Роскосмос, как федеральный орган, с каждым таким решением теряет управление», — сказал он.
Возможным выходом из сложившейся ситуации, может быть использование опыта Росатома — то есть превращения Роскосмоса в госкорпорацию ,- считает Юрий Коптев.