Роскосмос конструктивно относится к конкуренции, но среда для нее еще не созрела

Роскосмос конструктивно относится к конкуренции, но среда для нее еще не созрела
27.10.2012 10:29
Просмотров: 3235

Роскосмос настроен конструктивно в отношении расширения конкуренции в космической отрасли, однако пока бизнес-среда не созрела для появления крупных "частников" в производстве космических аппаратов, сказал гендиректор российского космического стартапа Dauria Aerospace Михаил Кокорич. Dauria Aerospace, которая основана бывшим владельцем сети "Техносила" Кокоричем, в 2012 году стала резидентом "Сколково". Эта компания, которая разрабатывает малые космические аппараты, рассчитывает запустить первый частный спутник в России в 2013 году. "Конечно, когда начнется реальная конкуренция, мы не знаем, как это будет воспринято (предприятиями). Но пока Роскосмос настроен очень конструктивно", - отметил Кокорич на конференции Russian Innovation Week.

Глава Роскосмоса Владимир Поповкин в сентябре, выступая перед студентами технических вузов, заявлял, что считает необходимым отдать в частные руки "нижние этажи" производственных цепочек в космической отрасли, связанные с производством комплектующих, обслуживание космодромов, а также сектор космических услуг. Гендиректор Dauria Aerospace отметил, что сейчас в России не так много компаний и предпринимателей, которые готовы инвестировать в создание космических аппаратов и тем более ракет-носителей, и даже сама Dauria Aerospace наряду с созданием малых спутников будет продавать услуги. "Сейчас частный бизнес, то, что вырастет, нужно запустить в сервис, и эту часть нужно однозначно отдать частному бизнесу, потому что она не капиталоемкая, требует компетенций во взаимоотношениях с клиентами и так далее - то, в чем государственный бизнес не силен", - подчеркнул предприниматель. Он также сказал, что в более сложном с точки зрения бизнеса производстве космических аппаратов нужны "технологическая экспертиза, понимание отрасли и так далее".

По мнению Кокорича, среда (для такого участия бизнеса) пока не созрела. (Ее созревание) - это не дело Роскосмоса, это дело по сути предпринимательской среды. Должны появиться первые успешные варианты. Он в пример привел США, где компания SpaceX в 2012 году запустила первый частный грузовой космический корабль к МКС, производством аппаратов исторически занимался частный бизнес, такие компании, как Boeing и Lockheed Martin. Роскосмос же может обеспечить появление необходимых инструментов для работы бизнеса в космической отрасли.

"Если сейчас облегчат лицензирование космической деятельности, если произойдет унификация стандартов, к тендерам и сейчас частные компании могут быть допущены, просто не все могут соответствовать условиям тендера - это будут такие инструменты", - отметил Кокорич. Он отметил, что из-за высокой интернационализации глобальной космической индустрии "российской космической отрасли нужно конкурировать не внутри себя за заказы государства, а с иностранцами" в секторе производства и обслуживания космических аппаратов, запусках и других секторах. "Как ни странно, я считаю, что идея госкорпорации - самая правильная в данной ситуации. Сделать одну компанию, она все равно не сможет все делать, все равно ей придется отдавать контракты частникам", - сказал Кокорич.

Создание госкорпорации, по его мнению, позволит четко сформулировать поставленные перед ней цели по выделению холдингов, приватизации и другим направлениям реформирования отрасли. Напомним, что немноги ранее в Роскосмосе сообщали, что  подготовили предложения по своему преобразованию в госкорпорацию по примеру "Росатома". Как заявлял глава ведомства Поповкин, переход российской космической отрасли от прямого государственного управления к корпоративной форме создаст условия для эффективной научно-технической политики и повышения ее конкурентоспособности на глобальном рынке.

Яндекс.Метрика