Российской космонавтике нужны жесткая дисциплина и конкуренция, считают эксперты
Россия уже не является мировым лидером в космонавтике, для возвращения на передовые позиции надо, в частности, ужесточить дисциплину в отечественной ракетно-космической отрасли, сократить неэффективные предприятия, а для оставшихся организаций развивать механизмы конкуренции, которая может способствовать реализации прорывных проектов, считают эксперты. Глава Роскосмоса Владимир Поповкин в понедельник в Благовещенске на совещании по строительству космодрома «Восточный» представит предложения по реформе российской космонавтики. Ранее вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявил, что Роскосмос должен определить, «чем он может быть полезен стране», после чего в середине лета будет определена судьба этого ведомства. Реформа Роскосмоса и всей космической отрасли РФ не должна сводиться к формальным решениям, какими бы правильными они ни были, считает генеральный директор разработчика первого частного лунохода ООО «Селеноход» Николай Дзись-Войнаровский.
«Первично наведение порядка и дисциплины. Порядок означает постоянную ответственность людей за принятые ими решения и за сделанную, несделанную или проваленную работу», — заявил он агентству. По словам Дзись-Войнаровского, пока даже за крупные провалы никто не понес ответственности, любые реформы сводятся к словам. «Упал ли „Фобос-Грунт“, сорваны ли сроки по „Глонассу“, работает ли вхолостую ничего не производящее и оставшееся с советских времен предприятие, где все данные записаны в тетрадку, а не в компьютер, — за всем этим всегда должны следовать увольнения, выговоры, штрафы и сокращения», — считает генеральный директор. Вторым необходимым шагом Дзись-Войнаровский назвал повышение эффективности отрасли. Он пояснил, что нецелесообразно существование некоторых предприятий ракетно-космической отрасли, оставшихся после распада СССР, но производительность которых упала многократно.
«Финансы, выделяемые в настоящее время на отрасль, распределяются по ее наполовину мертвому телу, поэтому на всех денег не хватает. Экономят, в частности, на зарплатах специалистов. Зарплаты начинающих инженеров составляют в районе 20 тысяч рублей. Это катастрофически мало. С кадрами, которые можно привлечь на такие зарплаты, наши ракеты летать не будут никогда», — констатировал Дзись-Войнаровский. «Единственное решение проблемы — сокращение или даже (в самых тяжелых случаях) ликвидация неэффективных предприятий, видимо, с включением наиболее жизнеспособных частей ликвидируемых организаций в состав остающихся компаний. Это жесткое решение, которое надо было провести еще в
По словам Гершензон, может быть, «у нас хорошие ракеты, но в части дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) мы катастрофически отстали от других стран». Гершензон считает, что российская космическая отрасль должна стать более прозрачной и конкурентной. Она отметила, что в России космической деятельностью традиционно занимались предприятия и организации, которые в отсутствии конкуренции не имели стимула для эффективных решений. «С 1998 года, после выхода из строя спутника „Ресурс-01“ № 3, который был создан под руководством Юрия Валериевича Трифонова (главного конструктора космических комплексов наблюдения Земли и атмосферы) и проработал эффективно, в том числе в системе распределенного и безлимитного доступа, не было создано ни одного аппарата ДЗЗ, работающего как реальный инфраструктурный объект в космосе, как часть „завода“ по производству информации», — привела пример Гершензон. Принятие нормативно-правовых актов в части коммерциализации отрасли позволит положить начало развитию конкуренции, причем не только в области применения результатов космической деятельности, но и в сфере создании космической инфраструктуры, отметила она.
В настоящее время актуальным является вопрос развития пилотируемой космонавтики после окончания к 2020 году срока эксплуатации Международной космической станции (МКС), считает редактор-обозреватель журнала «Новости космонавтики» Игорь Лисов. «По здравому смыслу надо сейчас понять, что мы собираемся делать в пилотируемом космосе после МКС. В частности, надо определить, стоит ли строить собственную базу на Луне или предлагать какой-то другой проект», — сказал собеседник агентства. Лисов подчеркнул, что «это надо определять и решать уже сейчас, поскольку разработка любой новой программ по пилотируемому космосу займет около десяти лет ».