Связи музыки с интеллектуальным развитием детей не существует
Американские ученые заявили, что в результате добровольных или принудительных занятий музыкой в детстве дети и подростки не обретают преимущество в силе интеллекта по сравнению с их сверстниками.
"Свыше 80% американцев считают, что занятия музыкой улучшают оценки их чад в школе или же просто их интеллектуальные способности. Даже среди ученых существовало такое мнение, однако у нас не было никаких свидетельств в пользу этого", — сообщил Сэмьюэл Мер из Высшей школы педагогических наук при Гарвардском университете (США).
Мер вместе с коллегами заключил, что подобные представления о музыке – это не более чем миф, не имеющий никакого отношения к реальности. Ученые проследили за интеллектуальным развитием 29 4-летних детей. 50 процентов из них посещала занятия музыкой. Вторая половина занималась изобразительными искусствами. До начала наблюдений специалисты оценили интеллектуальные и музыкальные способности участников эксперимента и их родителей. После этого в течение нескольких лет они наблюдали за их успехами.
Чтобы оценить изменения, учеными были разработаны четыре набора тестов. Каждый вариант был направлен на проверку математических способностей, словаря, а также способности ориентироваться в пространстве. Исследования показали, что развитие интеллектуальных способностей как "художников", так и "музыкантов", происходило примерно равными темпами. Исключением стали небольшие различия в результатах задач на ориентирование.
"Наш первый эксперимент проводился среди небольшого числа детей — у нас было всего 15 детей-музыкантов и 14 "художников", и поэтому его выводы почти ничего не значат с точки зрения статистики. Поэтому мы сделали то, что никогда не пытались совершить наши коллеги — мы попытались воспроизвести его результаты. Результаты этих экспериментов хотя и немного отличались, но эти различия не были существенными, и поэтому мы можем говорить, что занятия музыкой не ускоряют развитие детей", — отметил Мер.