Возможно ли лечение диабета при помощи стволовых клеток?

04.05.2014 15:25

Новые разработки учёных позволят избавить диабетиков от привязки к инсулину методом использования стволовых клеток.

Клетка вместо инсулина

Учёным, наконец, удалось извлечь стволовые клетки из кожи взрослого человека. Стоит отметить, что этот человек был болен диабетом первого типа. Данное достижение поможет в ближайшем будущем избавить множество диабетиков от привязки к инъекциям инсулина. Помимо этого использование стволовых клеток может быть полезным при лечении таких заболеваний, как рассеянный склероз, болезнь Паркинсона и различные заболевания печени.

Успех в преобразовании клеток человеческой кожи в стволовые был достигнут группой американских учёных. Как мы знаем, стволовые клетки способны становиться клетками различных тканей, это означает, что учёные совершили существенный скачок в излечении различных болезней. Они уверены, что данное открытие сможет вылечить полностью диабет первого типа. Все результаты своих исследований они опубликовали в журнале «Nature».

Как это возможно?

Американские ученые прибегли к методу SCNT, что дословно можно понять, как перенос ядра соматической клетки. Суть этого метода заключается в помещении ядра клетки в неоплодотворённую яйцеклетку. Результатами прошлых исследований и опытов стало лишь преобразование фибробласты в эмбрионов стволовых клеток, чего было недостаточно. Опыты по преобразованию взрослых клеток были провальными. Даже те эмбриональные стволовые клетки не смогли найти своё применение в медицине, так как у них наблюдался тройной набор хромосом, вместо необходимых двух.

Резко возрастала необходимость преобразования взрослых клеток, так как в большинстве своём пациентами являются люди из числа взрослого населения.

Данный результат был достигнут авторами статьи научного журнала, так как они преобразовали клетки взрослого, но инсулинозависимого донора в стволовые. Стоит отметить, что эти клетки обладали необходимым диплоидным набором хромосом. Такого рода клетки могут в дальнейшем образовать как клетки нервной ткани, так и хрящевые. Основным плюсом является то, что такие клетки смогли развиться в бета-клетки, которые являются источником инсулина в организме, а это именно то, чего не хватает человеку страдающему диабетом.

Выход ли это?

Существует вероятность того, что пациент, прошедший курс лечения по данной методике, сможет избавиться от привязки к инсулину посредством того, что клетки его собственного организма будут вырабатывать необходимый гормон.

Большим стопом в проведении исследований, был запрет предыдущего президента Соединённых Штатов Америки о проведении экспериментов с использованием человеческих стволовых клеток. Именно по этой причине многие крупные исследования пришлось приостановить, так как они считались незаконными. Также проблема была в материале, возникла острая нехватка ооцитов, которые также оказались под запретом. Учёным пришлось искать такую лабораторию, которая не использовала государственную материальную базу, а потому запрет на неё не распространялся.

Такая лаборатория нашлась при Нью-Йоркском фонде стволовых клеток. Она была основана частными лицами. Вопрос материала и нехватки клеток был решён при помощи специальной донорской программы.

Таким образом, вышеупомянутый метод принёс-таки свои плоды, и учёным удалось вывести стволовую клетку с диплоидным набором хромосом.

Радует тот факт, что подобная методика может найти своё применение не только в лечении диабета, но и в излечении множества других заболеваний.