Вспышка сверхновой – на этот раз результаты зафиксированы

03.08.2014 16:39

В январе 2014 года в галактике М82 произошла вспышка сверхновой звезды SN2014

Об этом явлении и ценности события для нашей Галактики рассказывает астрофизик Сергей Гребнев.

Он сообщил, что расстояние от Земли до вспыхнувшей сверхновой равно примерно 11 млн. световых лет. Это достаточно неблизкое расстояние. Для сравнения астрофизик привел пример, когда сверхновая вспыхнула на более близком от Земли расстоянии. Это случилось в 1987 году, расстояние до 1987А (SN1987A) составляло менее 160 тыс. световых лет.

Сергей Гребнев пояснил, что вспышка сверхновой SN2014 – это взрыв белого карлика, который достиг наибольшего веса за счет слияния со своим спутником, или наблюдалось перетекание вещества со спутника.

В остальных известных случаях сверхновые образовались при выгорании в центре их ядра водорода, гелия или других химических элементов. Сверхновые этого типа имеют постоянную светимость, что позволяет использовать их при определении космических расстояний. С помощью сверхновых было сделано открытие, что Вселенная расширяется и почти на 70 процентов состоит из необычного темного вещества. Это открытие получило Нобелевскую премию.

Вспыхнувшая сверхновая удалена на расстояние, позволяющее произвести ее детальные исследования в разных диапазонах, включая рентгеновские, и гамма излучения.

Произошедший взрыв звезды, сопровождающий вспышку сверхновой, превращает выбросы вещества в радиоактивный элемент - никель - 56, который распадаясь, испускает фотоны в двух линиях излучений. Прицельное наблюдение за сверхновой позволяет собрать информацию о различных параметрах взрыва, а также изучить рентгеновские лучи и интенсивность гамма излучения.

Впервые при вспышке сверхновой наблюдалось гамма излучение при распаде никеля56 и кобальта 56.

Такой распад происходит в очень короткий временной отрезок, очень быстро. Проведенные исследования доказали, что при взрыве радиоактивные элементы в очень незначительных количествах присутствуют во внешних слоях оболочки.

Результаты исследования астрономов позволили опубликовать статью о вспышке сверхновой.

Следует отметить, что исследования проводились непосредственно после вспышки, для этого были прерваны плановые работы по утвержденным программам наблюдения за космическими объектами. В экстренном порядке прошло обсуждение о выделении дополнительного времени в обсерватории Integral на изучение и исследование такого уникального и редкого явления как вспышка сверхновой.

Некоторые колебания присутствовали у руководства европейской миссии при принятии решения о начале проведения наблюдений.

Все дело в том, что в 2011 году исследования вспыхнувшей сверхновой не дали каких-либо значимых результатов. Настойчивые письменные обращения российских астрофизиков позволило начать наблюдения сверхновой в обсерватории Integral уже к 31 января 2014 года. Столь раннее начало наблюдений и позволило получить ожидаемые результаты, и опубликовать статью в Science. Наблюдения проводились три дня, квота времени других российских исследований не была сокращена. Наблюдения за сверхновой провели за счет временного регламента руководителей обсерватории. Полученные результаты не были засекречены, были доступны и опубликованы сразу же по окончании опытов.

Основными исследованиями занимался Роланд Диль, известный специалист, астрофизик ядерщик из Мюнхена, совместно с командой, в которую вошли известнейшие специалисты по взрывам сверхновых.

От России в исследованиях принял деятельное, практическое участие Сергей Гребнев. Его имя внесено в список авторов статьи в Science.