Заказник по разведению лошадей Пржевальского будет создан в 2013 г в Оренбуржье
Региональный заказник по разведению исчезнувшей в дикой природе лошади Пржевальского будет создан в 2013 году в Оренбургской области. Уникальный проект воссоздания вольной популяции дикой лошади начат в 2010 году в Оренбуржье, где эти копытные обитали до начала 19 века, но с развитием сельского хозяйства были истреблены. Проект осуществляется при поддержке РГО и Программы развития ООН (ПРООН).
«Мы готовим документы на создание региональной особо охраняемой природной территории в ранге биологического заказника. К сожалению, существующее законодательство Оренбургской области не позволяет сделать другое. Пока в 2013 году это будет временный биологический заказник, который в дальнейшем должен быть трансформирован в природный парк областного значения. А после того как будут предприняты работы по реинтродукции лошади Пржевальского, мы будем выходить с инициативой создания здесь федеральной особо охраняемой природной территории».
В настоящее время для осуществления проекта в Оренбургской области общественным Фондом возрождения оренбургских степей арендована территория бывшего военного полигона площадью 16,5 тысячи гектаров. На ней планируется создание охраняемой территории «Оренбургская Тарпания», где будет находиться центр возвращения в дикую природу лошади Пржевальского.
«Всего потребуется около 30 миллионов рублей для старта проекта, чтобы вплотную заняться реинтродукцией лошади Пржевальского: завоза животных, создание минимальной инфраструктуры, загонов и так далее. Уже есть семь миллионов Глобального экологического фонда, есть грант Русского географического общества. Мы рассчитываем на три основных источника — международные фонды, спонсорская помощь и бюджет Оренбургской области, с тем чтобы область приняла на себя ответственность за эту территорию».
При этом сами лошади для будущего вольного табуна будут бесплатно предоставлены Пражским и Берлинским зоопарками. В 1877 г. Николай Михайлович Пржевальский вернулся из путешествия по Центральной Азии и привез шкуру не известной науке дикой лошади, о которой слышал еще во время первого своего путешествия в Монголию, в
Пржевальский увидел неуловимых лошадей когда шел через пустыни Джунгарии, но не смог приблизиться «на меткий выстрел» ни к одной из них. Правда, череп и шкуру дзерлик-аду он все-таки добыл. Их подарил ему А.К.Тиханов, начальник Зайсанского поста, к которому они попали от киргизов-охотников, промышлявших в Центральной Джунгарии.
От домашней лошади лошадь Пржевальского отличается короткой стоячей гривой, отсутствием челки, более крупной головой, длинной шерстью и хвостом, покрытым длинными волосами лишь на нижней половинке. Масть близка к саврасой, то есть песчано-рыжая, переходящая в белый цвет на нижней стороне; грива бурая, темной полосы на спине нет; основание хвоста того же цвета, что и спина, а конец — темно-бурый.Невзирая на схожесть с домашними лошадьми, «пржевалка» не приходится им предком. У нее даже число хромосом другое: не 64, как у домашних сивок-бурок, а 66.
Несмотря на свой небольшой рост, лошадь Пржевальского очень сильная. Из драк с домашними лошадьми дикие жеребцы всегда выходят победителями, а кобылы легко справляются с волком. Когда-то лошади Пржевальского были распространены от Северо-Западного Китая и Юго-Западной Монголии до Западного Казахстана, но затем ареал их обитания стал стремительно сокращаться, и к концу 70—х гг. XX столетия в природе не осталось ни одной дикой лошади.
Дикие лошади очень осторожны и недоверчивы. Днем они обычно держатся в глухих, пустынных местах, а ночью, чутко принюхиваясь и тревожно всхрапывая, выходят на пастбища и водопои. Ходят гуськом друг за другом по протоптанным ими же тропинкам. Кочуют обычно небольшими стадами от пяти до двадцати лошадей. Водит косяк старый жеребец, которому остальные лошади подчиняются безоговорочно.
К началу нашего века лишь три дикие лошади (две кобылы и жеребец) были благополучно доставлены в Асканию-Нова, в имение Фридриха Фальц-Файна. Они паслись в просторных загонах в украинской степи, вызывая зависть владельцев зоопарков. В конце концов, герцог Бедфорд уговорил Гагенбека, известного ловца зверей, поймать диких лошадей для основанного им парка Воберн-Аббей, в котором жили редкостные животные.
Посланные Гагенбеком люди привезли в Гамбург 28 жеребят, ставших, по существу, последними, вывезенными из Монголии. От некоторых из них произошли те особи, которые живут сейчас в зоопарках всего мира. Племенную книгу лошадей Пржевальского ведет Пражский зоопарк. С 1992 года в Монголии (национальный парк Хустан-Нуру) и Китае (национальный парк Тахин-Тал) заработали программы по реинтродукции (возвращению в дикую природу) лошади Пржевальского. В 2005 году в обоих национальных парках насчитывалось около двухсот диких лошадей.
В настоящее время на территории Монголии созданы уже три популяции, в которых подрастают внуки первых выпущенных на волю лошадей. Общее количество вольноживущих лошадей Пржевальского приближается к 300. Они, как и их дикие предки, умеют отличать съедобные растения от ядовитых, находить водопои, защищаться от волков и переживать тяжёлые зимы и засухи.
Пара лошадей Пржевальского — кобыла и жеребец — есть и в Московском зоопарке. Они стоят на Старой территории рядом с представителями семейства псовых.