Земные астрономы научились слушать разговоры космических звезд

08.07.2014 16:43

Звезды во вселенной не только светятся, но и создают звуковые волны, которые распространяются на большие расстояния и могут "рассказывать" о жизни своих звезд, в частности о возрасте. Именно такую взаимосвязь нашли ученые, изучавшие звуковые сигналы издаваемые молодыми звездами, об этом стало известно из публикации журнала Science и комментариев Татьяны Рябчиковой, ведущего научного сотрудника Института астрономии Российской Академии наук, которая участвовала в исследовательских работах.

Как появляются звезды

Звезды зарождаются из протозвездного облачного скопления, которое сжимается гравитационными силами, сжатие и является на этом этапе источником энергии. Затем, в период главной последовательности, то есть последовательном течении жизни звезды, поставщиком энергии является термоядерная реакция, получаемая при преобразовании водорода в гелий. И в заключительный этап существования звезды, с ней вновь происходят преобразования, превращая ее либо во всепоглощающую черную дыру, либо в белого карлика, то есть очень маленькую звезду, либо она взрывается и становится сверхновой.

Звезда нашей системы, то есть Солнце, проживает период главной последовательности, что означает, что оно довольно взрослая звезда.

Что такое пульсации

Строение звезд постоянно меняется как в химическом, так и в физическом отношении. Благодаря этому звезды, равные пяти массам нашего Солнца, находятся в так называемой пульсации, создающей своеобразные акустические колебания, которые меняются в зависимости от строения и периода жизни звезд.

Другими словами от звезд исходят звуковые сигналы, по характеристикам которых можно определять стадию эволюции отдельной звезды, то есть определить ее возраст.

Российский вклад

Татьяна Рябчикова работала совместно с доктором Кристиной Цвинтс, которая была руководителем исследований и сама провела огромную исследовательскую работу по фотометрическому анализу. Вклад Татьяны Рябчиковой в большую международную исследовательскую работу состоит в проведении спектрального анализа отдельных звезд и предоставлении целого ряда соответствующих специальных исследовательских программ.

Работа российского специалиста велась буквально на два астрономических института, в России при Академии наук и в Австрии при Венском университете, плодотворное сотрудничество между которыми продолжается уже более двух десятков лет.

По словам Татьяны Рябчиковой, в наблюдениях были задействованы современные космические телескопы, в частности, проводились исследования наличия в составе звезд металлического содержимого, параметров изменений их атмосфер, температур, силы тяжести. Высокоточные фотометрические и спектральные данные для исследований получали со спутников MOST с самым маленьким телескопом, созданном в Канаде, с европейского телескопа для космических исследований CoRoT, предназначенном для отслеживания планет схожих с Землей, а также для исследования строения звезд, были задействованы телескопы обсерваторий США и Гавайских островов.

Взаимосвязи пульсаций с эволюционным периодом звезд, изучаемые сейчас, впоследствии дадут возможность лишь только по фотометрическим данным определять возраст звезды.

Заботы об отечественной науке

Находясь внутри научного мира, Татьяна Рябчикова убеждена, что реорганизация РАН, губит отечественную науку, которая почти остановила приток аспирантов, отсутствие перспектив вынуждает тех, кто действительно хочет заниматься наукой, уезжать за рубеж.