Акция "День без автомобиля" в Москве не так популярная как в других городах мира

Акция "День без автомобиля" в Москве не так популярная как в других городах мира
21.09.2012 15:36
Просмотров: 2147

Акция «День без автомобиля» в Москве пока не стала такой же популярной, как и в других городах мира, обычно в этот день на дорогах столицы России большие пробки.

Накануне социологи исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru спросили у своих посетителей (активных работающих россиян — пользователей интернета), готовы ли те хотя бы на день ради улучшения экологической обстановки оставить коня «в стойле» и пересесть на наземный транспорт или велосипед.

Итоги итогами, но сколько споров разгорелось в комментариях к опубликованным данным опроса! Тема оказалась для всех не просто важной, а крайне важной и злободневной. На одной чаше весов — экология, на другой — наш собственный комфорт, привычки, финансовые возможности, карьерные устремления и т.д. и т.п.

Судя по данным опроса, акцию готовы были поддержать почти треть (31%) участвовавших в опросе 1800 россиян-владельцев личных транспортных средств из всех округов страны. Среди этих достойных и сознательных граждан больше мужчин — 34% против 26% среди женщин. Кроме того, воздержаться от поездок на своих авто чаще готовы москвичи (36% против 29% в целом по стране). Неудивительно, учитывая то, сколько времени средний москвич проводит в средней пробке.

Кроме того, число сторонников акции в сравнении с прошлым годом выросло на 5 процентов (с 26% до 31%). То есть раньше ее поддерживал примерно каждый четвертый, сейчас — почти каждый третий. «Я не зациклен на машине: пробки — еду на метро, время дороже. Люблю ходить пешком»; «Да, ведь иногда так замечательно походить пешком, и для здоровья полезно», — комментируют респонденты, с энтузиазмом готовящиеся отметить День без автомобиля.

Еще 13% участников опроса пока раздумывают о том, чтобы на один день оставить машину у дома или в гараже и пересесть на метро, наземный транспорт или велосипед. Ни при каких обстоятельствах не откажутся от машины 22% автовладельцев: «Работа связана с автомобилем»; «Если я откажусь от машины, то опоздаю на работу»; «Автомобиль — это не просто средство передвижения, это нечто большее — удобство, успех, стиль!»

Только в крайнем случае («если можно будет комфортно, быстро и за умеренные деньги добраться на общественном транспорте», «если мой автомобиль, не дай бог, сломается») от использования личного автомобиля 22 сентября воздержатся 26% респондентов.

Затруднились с ответом 8% россиян, имеющих личный автомобиль.

Когда сознательности недостаточно, лучший способ заставить кого-то к чему-то примкнуть — «бить рублем». Роль такой «биты» для автовладельцев играет, естественно, цена бензина (прочих расходов, например, цен на запчасти сейчас касаться не будем). До каких же пределов придется задирать цены на топливо, чтобы заставить автовладельца с тяжелым сердцем все-таки оставить прожорливого коня дома?

Это очень напоминало считалку советских лет про цены на водку: «Будь ты шесть и будь ты восемь, все равно тебя не бросим, скажем даже Ильичу — нам и десять по плечу. Только если станет больше, мы устроим то, что в Польше, а как станет 25 — будем Зимний брать опять».

По признанию 17% респондентов, отказаться от использования личного автомобиля их может заставить цена бензина свыше 40 рублей за литр, еще 14% не готовы платить более 30 рублей за литр, для 12% критичной является цена более 50 рублей за литр, для 8% — более 60 рублей. Стойкие у нас все-таки люди. Платежеспособные. За ценой не стоят.

Социологи отмечают: количество тех, кого отпугивает цена бензина лишь если она вырастет более, чем до 60 рублей за литр, по сравнению с январем прошлого года возросло вдвое — с 4% до 8%. И, напротив, с 23% до 14% сократилось число автовладельцев, которые откажутся от поездок на личном автотранспорте, если бензин будет стоить более 30 руб. за литр. Он и так столько стоит. Привыкли. Грустим, но ездим. Только 7% уже поставили машину на прикол из-за дороговизны бензина.

Однако самая большая и сплоченная часть опрошенных автовладельцев (21%, то есть каждый пятый) не откажется от автомобиля при любой стоимости бензина. И если одни респонденты в случае разительного подорожания топлива собираются что-либо предпринять, например, меньше ездить или пересесть на дизель («Полный отказ не приемлю, но при стоимости от 60 рублей буду стараться ездить меньше»), то другие считают, что жертвовать поездками на личном авто нецелесообразно даже в случае повышения цен на бензин: «Нужно больше зарабатывать и не лишать себя комфорта»; «Любая альтернатива будет дороже...»

«Эта акция проходит по всему миру и в разное время и в мире вполне эффективна. Но в Москве, несмотря на то, что акция проходит далеко не первый год, почему-то, как это ни парадоксально, этот день оказывается самым пробочным. Это говорит о нашем отношении к экологической культуре. У нас пока эта акция не работает».

Впервые акция «День без автомобиля» прошла во Франции в 1998 г. Тогда в мероприятии участвовали всего около двух десятков городов. Зато уже к 2001 г. к движению официально присоединились более тысячи городов в 35‑ти странах мира, в частности, в Японии, Бразилии и Канаде. С 2002 года под эгидой Еврокомиссии ежегодно с 16 по 22 сентября проходит Европейская неделя мобильности (The European Mobility Week), кульминацией которого является «День без автомобиля». В настоящее время, по приблизительным оценкам, в акции каждый год участвуют более 100 миллионов человек в 1,5 тысячах городов мира.

Москва присоединилась к акции в 2008 году. Пока в столице акция массово проводится 22 сентября, в этот день многие жители оставляют свои автомобили дома и отправляются на работу на общественном транспорте, велосипедах или пешком.

В России акция только набирает обороты, но примеру столицы уже последовали многие города: Петербург, Тула, Тверь, Тамбов, Курск, Волгодонск, Казань, Самара, Челябинск, Нижний Новгород, Уфа, Йошкар-Ола, Кемерово. Задача акции — привлечение внимания общественности к экологическим проблемам мегаполисов и транспортной загруженности магистралей. В этот день многие жители крупных городов Европы оставляют свои автомобили дома и отправляются на работу на общественном транспорте, велосипедах или пешком.

Яндекс.Метрика