Аномальное маловодье Оби грозит прекращением навигации уже после 18 июня
Аномальное маловодье бассейна реки Обь — главной речной артерии Западной Сибири — в текущем году может привести к закрытию речной навигации уже после 18 июня, что повлечет серьезные убытки судоходных компаний и резкое удорожание товаров северного завоза, сообщил журналистам в пятницу первый замруководителя Обского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства Юрий Хохлов. «Кампания по заключению договоров на грузоперевозки начинается еще в зимний период. Естественно, никто не планировал, что паводка не будет. Максимальные уровни паводка на реке Обь были ниже средних многолетних на
По словам эксперта, для того, чтобы сохранить уже достигнутые габариты судового хода при существующих уровнях воды необходимо проведение дноуглубительных работ, что практически невозможно, так как очень много каменистых перекатов. «Сегодня у нас состоялось совещание межведомственной группы, где было принято решение, что до 18 июня сохраняется сброс воды (из Новосибирского водохранилища в Обь) на уровне 1,2 тысячи кубометров в секунду, но после этого дня возможен переход на сброс не более 950 кубометров в секунду, что фактически обозначает прекращение всех грузовых и пассажирских перевозок», — заявил Хохлов. С начала навигации по всему бассейну Оби отправлено грузов не более 1,58 миллиона тонн, что составляет 57% к аналогичному периоду 2011 года, а от Новосибирска до устья реки Томь перевезено 177,9 тысячи тонн, что составляет 6,7% от запланированных объемов. На этом же участке в прошлом году было перевезено 4,9 тысячи пассажиров, а в этом году 798 пассажиров. Перспективы дальнейшей навигации на Оби зависят от притока воды в Новосибирское водохранилище, но по прогнозу синоптиков июнь ожидается засушливым. Июль тоже не обещает большого количества осадков. Предполагаемые убытки судоходных компаний будут очень серьезными.
На участке от Новосибирска до устья Томи на этот год всего запланировано к перевозке, 2,6 миллиона тонн грузов, а фактически пока перевезено 177 тысяч тонн. То есть очень большой объем остался для вывоза. И если 18 июня судоходство прекратится, то эти грузы останутся, а это невыполненные контракты и в большинстве случаев очень тяжелые потери для судоходных компаний. В числе основных компаний он назвал «Новосибирский речной порт», «Томская судоходная компания», «Алтайречфлот». В свою очередь, и.о. руководителя Верхне-Обского бассейнового водного управления Василий Борисенко сообщил, что опасения относительно снижения уровня сброса воды из водохранилища в Обь действительно есть. «Надо брать в расчет, что речным транспортом осуществляется северный завоз, а это самый дешевый вид транспорта. Соответственно, недовезенный груз будет доставляться альтернативными видами транспорта, более дорогими. Для конечного потребителя на северах груз будет дорогой», — добавил он.