Арктическая навигация 2013 года будет спокойной из-за уменьшения льда

Арктическая навигация 2013 года будет спокойной из-за уменьшения льда
17.10.2012 19:07
Просмотров: 773

Уменьшение количества многолетних льдов в Арктике и в частности, почти полное их исчезновение на трассах Северного морского пути (СМП), позволяет сделать благоприятный прогноз для судоходства в 2013 году, рассказал журналистам руководитель Высокоширотной морской экспедиции "Арктика-2012" Арктического и антарктического научно-исследовательского института Росгидромета (ААНИИ) Владимир Соколов. В сентябре этого года площадь морского льда в Арктике достигла минимума - 3,41 миллиона квадратных километров, что является рекордно низким значением за всю историю спутниковых наблюдений за льдами Арктики, начатых в 1979 году. Прежний рекордный минимум площади морского льда в Северном ледовитом океане был зафиксирован 16 сентября 2007 года - 4,17 миллиона квадратных километров. При этом среднее значение минимальной площади за период с 1979 по 2000 год составляет 6,71 миллиона квадратных километров.

"По прогнозу специалистов Арктического института, Центра ледовой гидрометеорологической информации, в будущем году на трассе Севморпути в навигационный период, летом и до зимы старого и многолетнего льда не будет. Будет только однолетний лед, который за лето практически весь вытаивает. Поэтому навигация будет легкая, уверенная, и у судов соответствующего ледового класса, которые работают на этой трассе, никаких проблем не будет", - рассказал Соколов на пресс-конференции в петербургском медиацентре. Соколов убежден в том, что грузопоток на СМП будет только нарастать. Он напомнил, что атомные ледоколы ФГУП "Росатомфлот" уже обеспечили перевалку более одного миллиона тонн транзитных грузов по арктическим морским трассам. Плюс к этому ежегодно дает миллион тонн "Норильский никель" и еще примерно столько же суда различных компаний и различного дедвейта, эпизодически перевозящие те или иные грузы по СМП. "И поскольку выгода при перевозках велика, они будет нарастать. Как только будет построен комбинат и порт в Сабетте, от нас на восток пойдут колоссальные потоки. Вопрос - а что везти обратно? От нас поток будет обеспечен различными наливными грузами и концентратами. Мировая экономика сама подскажет выход из ситуации, если возить по СМП различные грузы будет выгодно, а главное, безопасно", - сказал Соколов.

В свою очередь заведующий лабораторией изучения ледового плавания отдела ледового режима и прогнозов ААНИИ Сергей Фролов отметил, что пока рано говорить о круглогодичной навигации по Севморпути, так как соответствующие объемы грузопотока должны быть в разы больше. "Традиционно в Восточной Арктике были самые тяжелые льды, поскольку кромка многолетних льдов была наиболее приближена к берегу. И даже летом были проблемы, например, в 1983 году, когда даже атомоходы не могли пробиться. Но в последние годы кромка старых льдов стала подниматься на север, и сейчас все изменилось. Ходить можно. Вопрос - что возить. Когда будет устойчивый грузопоток, будет и круглогодичная навигация", - сказал Фролов. Всего в 2011 году атомные ледоколы провели по СМП 30 судов с 816 тысячами тонн различных грузов. В этом году транзитный грузопоток на СМП, по прогнозам Росатомфлота, перевалит за 1,2 тонны. Северный морской путь - кратчайший путь между Северной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Для эталонного маршрута Роттердам-Йокогама при следовании через Индийский океан расстояние составляет 11,2 тысячи морских миль. При следовании по Северному морскому пути расстояние сокращается на 3,9 тысячи морских миль или на 34%. Это уменьшает время в пути до 20 с 33 суток и, соответственно, снижает стоимость доставки грузов. Потенциальный грузопоток Севморпути оценивается в 50 миллионов тонн в год.

Яндекс.Метрика