Дело Кузьмина
Палка о двух концах
Решением Псковского областного ЗАГСа Кристофера Шатто снова переименовали в Кирилла Кузьмина. Однако возврат прежнего имени не означает возвращения из США в Россию. Пока что организация по делам опеки несовершеннолетних находится в недоумении и ждет ответа от Министерства внутренних дел РФ. Эксперты считают, что со стороны родителей Кирилла реакции не последует.
Валентина Чернова от имени органов попечительства заявила, что данные при рождении сведения об этом трехлетнем ребенке официально полностью восстановлены. Решение суда исполнено - новое свидетельство уже готово к выдаче. На деле же попытки исправить ситуацию ограничивались формальными судебными тяжбами, да и то – одностороннего характера, и такими же решениями, ничего на практике не меняющими.
Медицинское заключение
В 2012 году семья американцев Шатто стала приемными родителями для Максима и Кирилла Кузьминых. 18 февраля 2013 года раскрылось, что еще в середине января Максима не стало. Так возникла очередная конфликтная ситуация в этой сфере, типичная в последнее время для отношений России со Штатами. По версии Павла Астахова все случилось по вине матери. Он увидел причину в избиениях и приеме ребенком препаратов с психотропными веществами. Однако результаты вскрытия говорят совсем другое. Медики считают, что инцидент связан с разрывом брыжейки брюшины, в которой находится тонкая кишка. Игра на детской площадке и случайный удар при маленьком весе – это и стало причиной гибели. На чьей стороне быть, и каким фактам, мнениям и предположениям верить – каждый решает сам для себя.
Вопрос остается открытым
Власти Техаса не увидели в данном событии преступления. Со стороны России в июне 2013 года организация по делам социальной защиты подала иск, в ответ на который Шатто на заседаниях так и не появились. Через некоторое время суд постановил отменить усыновление. На практике же все туманно - действиями это решение пока что не подтверждается. Удивления это не вызывает только в связи с тем, что таких прецедентов в российском судопроизводстве еще не наблюдалось.
Астахов в интервью поделился своей уверенностью в том, что супругам и не придется обжаловать постановление суда, они просто не признают его. Давая когда-то перед россиянами обещание заботиться о детях и уважать их законные права, сейчас они даже не отправили сюда своего уполномоченного представителя, как было в случае с матерью Артема Савельева – Тори Хэнсен. Документы все равно будут посланы в США, но вряд ли американцы вернут мальчика – это будет ударом по их имиджу.
Елена Альшанская, президент фонда благотворительности в пользу детей-сирот, считает, что исход дела зависит от наличия у нас соглашений с Америкой на официальном уровне. Главное – правильный дипломатический подход. При этом она приводит в пример наш отказ от ратификации Гаагской конвенции, оговаривающей вопросы сотрудничества стран по усыновлению. Так что каких-то особых обязательств у американских судебных органов перед Россией нет. Следовательно, и активных действий в ответ на наши просьбы или решения тоже ждать бессмысленно. Кузьмин продолжает оставаться гражданином США. И здесь уже сфера господства только их юрисдикции. Вопрос сводится к тому, как будут разворачиваться переговоры двух стран.
Конечно, есть еще один вариант с благополучным исходом, не зависящий от решений обеих сторон. Если Кирилл, он же Кристофер, спокойно доживет до совершеннолетия, то при желании сможет и без посторонней помощи вернуться в родные края. Ведь к тому времени он выйдет из возраста усыновления и не будет больше нуждаться в лицах опекунов, превратившись в полноправного и свободного гражданина.