Детсады будут воспитывать по стандарту
С 1 января 2014 года в силу вступил федеральный стандарт дошкольного образования, работа над которым шла в течение полугода. После выставления проекта стандарта на всеобщее обсуждение, к нему было добавлено свыше 300 замечаний и предложений. О время заседания Совета Минобрнауки были рассмотрены все предложения, после этого стандарт доработали.
"Дошкольное детство рассматривается в ценностной системе координат культуры достоинства, а не только культуры полезности. В этой системе координат ребенка ценят, а не оценивают, детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе; образование выступает как институт социализации и индивидуализации и не сводится к сфере услуг", - пояснил руководитель рабочей группы по разработке стандарта директор ФИРО Александр Асмолов.
В стандарт входят три компонента: требования к содержанию образовательной программы, условия ее реализации, результаты освоения. Последний составляющий элемент определяет, какие личностные характеристики необходимо развивать у ребенка до момента завершения дошкольного образования.
Асмолов пояснил, что среди таковых, например, "инициативность и самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность".
На основе требований стандарта детсады самостоятельно разработают и утвердят свои программы. При этом учреждения должны учитывать примерные программы из федерального реестра. В детских садах не будет экзаменов, аттестаций. Главный упор в стандарте делается на развитие малышей с помощью игры, через общение со сверстниками, старшими ребятами, воспитателями и семьей.
Группам в детских садах разрешено заниматься по разным программам, учитывая развитие и возможности детей. В стандарт включено понятие развивающей среды, что означает изменения в российских детских садах и яслях. Согласно стандарту требуется, чтобы окружающая ребенка среда была "предметно-развивающей", пробуждающей воображение и любознательность, дающая возможность проявить интересы и азы знаний.