ЕГЭ: неудача больше не приговор

ЕГЭ: неудача больше не приговор
11.06.2014 15:01
Просмотров: 1680

Неутешительная тенденция

Министерство образования и науки Российской Федерации бьет тревогу: успеваемость выпускников школ падает. По сравнению с прошлым годом средние баллы по таким предметам, как русский язык, информатика, биология, история, просели; упал и процент учеников, сдавших экзамены на «хорошо» и «отлично». Вот более конкретные цифры: средний балл по предмету «русский язык» упал на полтора пункта, а процентное соотношение хорошистов и отличников (балл от 80 и выше) снизилось на 0,8%. В сложившихся обстоятельствах министр образования Ливанов предложил решение: разрешить выпускникам школ пересдачу ЕГЭ.

Может быть, дело в накрутках?

Министр образования отметил, отдельной проблемой, связанной со статистикой по ЕГЭ, были накрутки баллов выпускников, списывание и утечки ответов, организованные учителями. Дело в том, что до сих пор школы были заинтересованы в высоких баллах выпускников, так как по ним оценивалась эффективность работы педагогов и прибавки к финансированию школ.

При этом министерство образования делало всё, чтобы противостоять таким накруткам. Мало того, что они не дают получить действительную картину успеваемости выпускников, они еще и придают неоправданно высокое значение тем учителям, которые занимаются успевающими детьми и – якобы или на самом деле – помогают этому небольшому меньшинству добиваться высоких баллов. Деятельность же педагогов, занимающихся с основной массой школьников – троечниками и двоечниками, и подтягивающих их хотя бы до четверок – не менее, а даже более важна, но на это-то дело никаких надбавок-стимуляторов и не выделяли.

Назревшая реформа

Недовольство существовавшей системой сдачи ЕГЭ подогревалось и нездоровой атмосферой, царившей вокруг экзаменов. По той причине, что сдача ЕГЭ проводилась всего один раз в год, случайные внешние раздражители, мешавшие школьникам, могли снизить их результат и негативно отразиться на их будущем, заставив потерять год или смириться с заниженным баллом. На подготовку выпускных классов к ЕГЭ бросались наиболее компетентные педагогические кадры школ, оставляя обучение средних классов молодым и неопытным кадрам, а такая политика отрицательно отразилась на успеваемости учеников этих классов к тому моменту, как и они дорастали до выпуска. Все эти факторы снижали уровень знаний, получаемый школьниками, и их результаты на экзаменах.

Возможность пересдавать ЕГЭ нельзя назвать абсолютной новинкой для нашей системы образования. По таким предметам, как математика и русский язык, возможность пересдать экзамены существовала и прежде. Теперь же министерство образования намерено сделать пересдаваемыми все ЕГЭ. Ответственными за пересдачу единых экзаменов будут особые центры, не связанные со школами и укомплектованные независимыми экспертами.

Кто сможет воспользоваться услугами этих центров? Не только выпускники. Учащиеся предпоследних классов, уже сделавшие свой выбор по поводу будущей карьеры, смогут сдать ЕГЭ по предметам, не изучаемым в 11 классе, заранее, не ожидая года. Примером такого предмета может служить география; в 11 классе её не проходят, но ученики, которым необходим отличный сертификат именно по этому предмету, смогут сдать ЕГЭ по географии в 10 классе, пока ничего не забыли.

Ну и наконец, немного о тех, кто не сможет воспользоваться услугами центров пересдачи ЕГЭ. Эти центры не предназначены для того, чтобы давать амнистию недобросовестным экзаменуемым, пойманным на использовании шпаргалок или технических средств на первой попытке сдать ЕГЭ. Такие юные жулики неизбежно потеряют год и смогут сдать экзамены заново только в следующем году.

Яндекс.Метрика