Евгения Ройзмана культурно допросили
Накануне мэр Екатеринбурга был вынужден четыре часа отчитываться перед правоохранительным органами о своей реставрационной деятельности. Напомним, что по факту реставрации православного храма в Свердловской области, которую активно поддерживал политик, возбуждено уголовное дело. По версии следствия, реставраторы нарушили закон о защите культурного наследия, обязующий их предварительно согласовать свои действия с соответствующим ведомством. В результате несанкционированных работ храму был нанесен ущерб в размере 30 миллионов рублей. Ройзман в свою очередь считает, что единственное, что ему может быть поставлено в вину, это большое количество времени и денег, которые он потратил на данный проект.
Со вчерашнего дня екатеринбургский политик проходит по делу о повреждении памятника истории и культуры (ч. 2 ст. 243 УК РФ) в качестве одного из свидетелей. В ГУ МВД по Свердловской области объясняют, что речь расследование было начато в связи серьезными повреждениями, нанесенными в ходе «самодеятельной реставрации» как внешнему виду, так и интерьеру храма во имя святителя Николая Чудотворца, расположенного в селе Беньги. Данное здание занесено в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.
Кроме этого у следователей есть основания полагать, что реставраторы также ответственны за пропажу нескольких десятков старинных икон. В конец лета часть из них была обнаружена в классах Художественного училища имени Шадра, где их реставрацией занимались неквалифицированные работники. В итоге общий ущерб от деятельности реставраторов сегодня оценивается в чуть более чем 30 миллионов рублей. Примечательно, что до настоящего момента следователи так и не предъяви никому обвинений. Все фигуранты проходят по делу в качестве свидетелей.
По словам Евгения Ройзмана, его допрос длился около четырех часов. Основные вопросы касались как самого храма в Быньгах, так и другого православного проекта мэра – музея «Невьянская икона». «По ходу беседы со следователями мне стало ясно, что у них нет ко мне каких-либо претензий», - пояснил политик. Он также сообщил, что по е имеющимся у него данным, дело о храме в Быньгах является единственным в мире делом о разрушении здания в ходе его восстановления. В полиции комментировать слова мэра отказались, так же как и итоги допроса.
Необходимо отметить, что в защиту главного спонсора проекта по реставрации храма встали представители Нижнетагильской епархии. В частности, они отметили, что с середины 90-х государство не выделяло денег на поддержание работы Никольского храма. С 2001 года Екатеринбургская епархия обивает порог Минкульта РФ, чтобы получить деньги на сохранение здания. Однако до настоящего момента все просьбы церковников откладывались в долгий ящик. Фактически сейчас церкви ничего не остается кроме как ремонтировать храм на свои собственные деньги. Евгений Ройзман, который близко знаком с владыкой Викентием, согласился спонсировать работы и в течение многих месяцев помогал общине проводить ремонт интерьера Никольского храма. Хотя представители церкви и готовы признать, что далеко не все работы были выполнены квалифицированными специалистами, серьезных изменений в архитектуре или убранстве храма допущено не было. Но, что важнее всего, вопреки заявлениям следователей, данный храм до сих пор не имеет статуса культурного наследия, хотя церковь и ходатайствует о его получении.