Ледокол "Капитан Драницын" отправился из Мурманска в арктическую экспедицию
Ледокол "Капитан Драницын" отправился в ночь на субботу из мурманского порта в экспедицию по уточнению высокоширотной границы континентального шельфа в Арктике, сообщили в мурманском филиале "Росморпорта", которому принадлежит судно. Ледокол вышел на рейд в четверг и там его загрузили топливом. Как сообщили в филиале "Росморпорта", в пятницу на протяжении всего дня шли необходимые проверки на его борту.
«В субботу ледокол дойдет до норвежского Киркенеса, где находится ледокол «Диксон». Там они пробудут пару дней и приблизительно шестого августа будут на траверзе Мурманска, откуда уже отправятся в Арктику», - сказал собеседник.
Исследования должны завершить цикл многолетних исследований хребта Менделеева, который расположен в центральной части Северного Ледовитого океана. В случае, если ученые докажут, что эти хребты - продолжение континентального шельфа России, у нашей страны на разработку этих ресурсов появится приоритетное право, объем которых, по данным Минприроды, может достигать 5 миллиардов тонн условного топлива.
Работы на арктическом шельфе проводил флагман Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) "Академик Федоров" на протяжении прошлых лет при помощи атомных ледоколов ФГУП "Росатомфлот" госкорпорации "Росатом". По соображениям экономии работы на арктическом шельфе в этом году было принято решение сначала отказаться от атомного ледокола, а затем и от "Федорова". Исследования шельфа впервые будут проводиться с помощью дизель-электрических ледоколов.
На "Драницыне" будет средство пробоотбора, в том числе буровая установка донного базирования, а "Диксон" будет оснащен буксируемой сейсмической косой. Специалисты экспедиции проведут сейсмические работы в августе, а в сентябре начнут отбор проб коренных донных пород на шельфе и бурение. Завершение экспедиции запланировано на конец сентября - начало октября.
Три гидрографа из Государственного научно-исследовательского навигационно-гидрографического института вошли в состав экспедиции. Начальник экспедиции - заместитель директора по геоэкологии ФГУНПП "Севморгео" Олег Корнеев.
Дизель-электрический ледокол "Капитан Драницын" является линейным ледоколом типа "Капитан Сорокин", построен на финской верфи "Вяртсиля", спущен на воду 2 декабря 1980 года. "Диксон" также построен на "Вяртсиля" в 1983 году, является дизельным ледоколом типа "Мудьюг" мощностью 13 тысяч лошадиных сил. Его ширина составляет 21,4 метра, осадка - 6,5 метров.
Россия с 2001 года претендует на участок шлейфа, который богат углеводородами, включающий хребты Ломоносова и Менделеева, но в связи с недостатком информации ее заявка была отклонена. Для доказательства своих прав России необходимо предоставить в комиссию ООН по морскому праву данные двух видов: геологические образцы коренных пород хребтов, которые можно получить только с помощью бурения, а также геофизические данные по результатам сейсмоакустического профилирования.
Главным заказчиком работ по уточнению границ континентального шельфа в Арктике является Минприроды и Роснедра. Главным исполнителем ранее выступал Государственный научно-исследовательский навигационно-гидрографический институт (ГНИНГИ) совместно с ААНИИ, Росатомфлотом, ОАО "Севернефтегаз", ОАО "Гидро-Си", ФГУП "ВНИИОкеангеология", ЗАО "Газавиа" и компанией ION-GXT, предоставившей уникальное оборудование для научно-исследовательского судна "Академик Федоров".
В 2012 году упор будет сделан на бурение - ФГУНПП "Севморгео", входящее в состав Федерального агентства по недропользованию Минприроды, в начале 2012 года получило лицензию на исследование хребта Менделеева и отбор проб коренных донных пород.