Моделирование поведения водных объектов помогло бы снизить ущерб от наводнений
Полноценная система моделирования поведения рек, озер и водохранилищ в различных погодных условиях помогла бы снизить ущерб от катастрофических наводнений, подобных произошедшему на Кубани, считает руководитель одного из учреждений, контролирующих российскую водохозяйственную отрасль. "Очень плохо у нас в стране, как с учетом природных водных ресурсов, так и с использованием водных ресурсов. На сегодня, на мой взгляд, система учета и контроля никак не соответствует ни современному уровню развития технологий, ни потребностям в управлении водными ресурсами и водным хозяйством в целом", - сказал он. По его словам, Водный кодекс предусматривает создание государственного водного реестра, однако даже спустя пять лет после принятия кодекса этот реестр не функционирует. "Последний раз инвентаризация водных объектов в нашей стране проводилась в 1960-х годах", - сказал источник.
Без такого реестра, считает эксперт, нельзя, в частности, создать полноценные модели поведения рек в разных погодных условиях, которые в ситуации, подобной кубанской, могли бы предсказать параметры разрушительной волны и возможное время ее прихода. "Такие модели должны разрабатываться и функционировать. Все это должно быть увязано на систему оповещения (населения - ред.) по степени опасности", - сказал он. Существующие методы прогноза используют расчетный интервал в одни сутки, на Кубани же процессы протекали значительно быстрее - почасово, отметил собеседник агентства. Кроме того, подчеркнул он, необходимы системы сбора данных: гидрологические посты, дождемеры и другие датчики, которые каждые полчаса или час дают информацию. "Тогда можно было бы использовать эту модель, и мы могли бы ранжировать степень опасности. Зная прогноз осадков на ближайшие сутки-двое можно рассчитать, каким будет затопление", - пояснил он.
Эксперт отметил, что сегодня "безобразное состояние" даже с теми данными, которые фактически поступают. "Проблема (в том числе) в геодезической увязке постов. Если посмотреть по очень многим водным объектам, особенно по водохранилищам, то получается, что у нас вода течет вопреки законам физики, против уклона. Самый яркий пример - Волгоградское водохранилище. Там режимы назначаются системным оператором исходя из уровней воды по водному посту "Волжский". А уровень воды по этому посту выше, чем по вышерасположенным постам Дубовка, Камышин", - сказал эксперт. К обустройству русел рек эксперт предлагает отнестись осторожно. "К примеру, мы сейчас спрямим русло реки в районе населенного пункта N, после чего он не будет подтапливаться. Но ниже по течению данной реки, находится населенный пункт M, и получается, что вал воды, бегущей с большей скоростью из-за очистки русла, может захлестнуть уже его", - пояснил он.
По его словам, необходимо не просто искать виновных в случившемся, но в обязательном порядке проводить расследование природных причин катаклизма. В тоже время эксперт отметил, что проблемы с учетом природных водных ресурсов есть не только в России, но и в других странах, к примеру, в США. "В США основной проблемой в управлении водными ресурсами также назван учет воды, которую имеет страна. И первой задачей у них зафиксировано создание переписи. У американцев тоже одной из главных проблем является большой процесс межведомственных согласований", - сказал он.
Паводок в ночь на 7 июля затопил 7,2 тысячи жилых домов в трех городах (Геленджик, Крымск, Новороссийск) и ряде поселков Краснодарского края. Были нарушены системы энерго-, газо- и водоснабжения, автомобильное и железнодорожное движение. Данные о погибших расходятся. Местные власти сообщают о 172 погибших, СК настаивает на том, что погибло 162 человека (в Новороссийске - 3, в Геленджике - 11, в Крымске - 148). Причиной наводнения официальные лица называют ливневые дожди. От версии, что причиной катастрофического потопа могли стать сбросы воды с Неберджаевского водохранилища, следствие отказалось, когда было установлено, что сбросы были штатными, немассовыми и переливов дамбы зафиксировано не было.