Москва отметит День без автомобиля запуском трамвая и велокарнавалом
Москвичей пятый год подряд агитируют на один день отказаться от личного транспорта и пересесть на общественный – в субботу, 22 сентября, в столице снова пройдет всемирная акция «День без автомобиля». В этот день весь наземный общественный транспорт города, в том числе маршрутные такси, снизят стоимость проезда, а столичные власти на личном примере покажут, что передвигаться по городу можно на сегвеях и велосипедах. Между тем, экологи отмечают, что акция в Москве не так популярная, как в других городах мира, а эксперты по дорожным заторам утверждают, что заметных транспортных улучшений в этот день еще ни разу не отмечалось.
Давая некоторую историческую справку этого праздника цивилизации, скажем, что День без автомобиля впервые провели в 1973 году в Швейцарии, когда власти страны в связи с топливным кризисом призвали граждан отказаться от машин на четыре дня. Спонтанные отказы от автомобилей в разных странах Европы продолжались следующие два с половиной десятка лет – до 1997 года, когда первую общенациональную акцию провела Великобритания. Годом позже отметилась и Франция, а уже в 2000 году Еврокомиссия призвала весь Евросоюз ежегодно проводить подобную акцию, но уже в течение недели, с 16 по 22 сентября. Москва присоединилась к акции в 2008 году. Пока в столице акция массово проводится один день - 22 сентября, в этот день жители оставляют свои автомобили дома и отправляются на работу на общественном транспорте, велосипедах или пешком.
В целях привлечь как можно больше горожан к участию в акции, власти Москвы, как и в прошлые годы, на один день снизили стоимость проезда в городском наземном общественном транспорте: вместо положенных 25 рублей пассажиры смогут приобрести проездной на автобус, троллейбус или трамвай за 13 рублей, за исключением его покупки у водителя. В продаже уже появились специальные билеты, всего их было выпущено порядка 140 тысяч.
Также столичные власти предложили коммерческим транспортным компаниям присоединиться к акции и с целью повышения привлекательности общественного транспорта тоже снизить стоимость проезда. На такое предложение откликнулись сразу 20 перевозчиков. В частности, 22 сентября в автобусах компании ТФ "Очаково" и компании "Гудвиль" проезд будет стоить 15 рублей, у компании "Ментор" - 15-20 рублей, а в автобусах "Автолайн-Транслайт", "Транс-Вей", "Орбита 21 век", "ТМП № 20", "Гепарт" - 20 рублей. На 50% будет снижена стоимость проезда на маршрутах ЗАО "Компания Гримм", ИП Волков, ООО "Авто-Тур", ООО "Экспресс-Тори", ООО "ТМП №6", на 45% и 40% - соответственно ООО "Транс-Авто" и ООО "Спейсстайл". Компании ООО "Тариконс", ООО "Квартал-Авто", ООО "С-Двиг", ООО "Автократ", ООО "Трансроуд+" также примут участие в акции и обеспечат проезд в своих автобусах по льготному тарифу. При этом московский метрополитен не будет принимать участие в акции, стоимость поездки в нем останется прежней – 28 рублей.
Основным событием Дня без автомобиля в этом году станет торжественное возобновление трамвайного движения на Лесной улице после четырехлетнего перерыва. Трамвай № 9 будет курсировать от станции метро "Белорусская" до площади Борьбы, до Московского института инженеров транспорта (МИИТ). В 2008 году движение трамвая на Лесной улице было закрыто. Трамвайные пути на улицах Лесная и Палиха оставались в рабочем состоянии, но разворотное трамвайное кольцо "Метро "Белорусская" было демонтировано.
Руководство московского департамента природопользования и охраны окружающей среды решило на личном примере доказать горожанам, что жизнь в мегаполисе возможна и без автомобилей. Глава ведомства Антон Кульбачевский 22 сентября возглавит велокарнавал в Москворецком парке, участие в котором сможет принять каждый желающий. Колонна финиширует через 13,5 километра в Крылатском, на малом кольце олимпийской велодороги спортивно-экологического комплекса "Лата Трек". На финише будут организованы аттракционы, большая конкурсная и детская программы, экологические мастер-классы и спортивные развлечения. На время праздника откроется экологический "парк приключений" и "веревочный городок" на деревьях. "Чтобы принять участие в велокарнавале, карнавальный костюм можно будет смастерить на месте - организаторы мероприятия предоставят материалы: футболки, краски, цветную бумагу, фольгу, ленты, флаги", - рассказали в пресс-службе департамента. Кроме того, все желающие смогут принять участие в бесплатных тест-драйвах "не-автотехники" - электросамокатов, сегвеев и самокатов. Также на своем велосипеде или взятом на прокат шоссейном или горном байке можно покататься на шоссейной и кросс-кантри трассах. Для детей будет организован специальный тест-драйв на безопасных огороженных площадках.
В это же время глава Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Игорь Честин рассказал, что акция "День без автомобиля" в Москве пока не стала такой же популярной, как в других городах мира. "Эта акция проходит по всему миру и в разное время, и в мире вполне эффективна. Но в Москве, несмотря на то, что акция проходит далеко не первый год, почему-то, как это ни парадоксально, этот день оказывается самым пробочным. Это говорит о нашем отношении к экологической культуре. У нас пока эта акция не работает", - сказал он. Его слова подтвердил и специалист аналитического центра «Яндекс.Пробки». По его словам, заметных улучшений в транспортной ситуации во время проведения акции не наблюдается. «Дни без автомобиля, по нашей статистике, в предыдущие годы не приводили к заметному улучшению дорожной ситуации. Вероятно, недостаточно много людей были готовы отказаться от этого средства передвижения по городу», - предположил аналитик. Так как в этом году 22 сентября выпадает на выходной день, и хотя по субботам в городе и фиксируются ощутимые пробки, они все же несравнимы с пробками в часы пик по будням, так что и в этом году особого эффекта от акции ждать не стоит.