Новая ветвь внутреннего рынка Камчатка-Россия
Новая перспектива
После отмены поставок рыбы из Норвегии потенциальным поставщиком рыбных продуктов может стать Дальний Восток. Однако жители Камчатки неоднозначно восприняли эту новость.
Река Камчатка самая глубоководная на полуострове и в теплое время является основным источником заработка местного населения, основной промысел которого - рыболовля.
Однако ежегодно популяция лососевых стремительно сокращается. Причин данной тенденции множество.
Первоочередная проблема - это огромное количество рыболовных суден, имеющих разрешение на отлов рыбы. Они поджидают идущую на нерест рыбу и не позволяют ей идти на нерест далее по устью реки. Ежегодно подобным образом вылавливается около 112,5 тыс. тонн рыбы.
В среднем рыба достигает возраста для нереста за 4-5 лет. Учитывая, какими объемами идет вылов рыбы, то уже через несколько лет не будет достаточного количества молодняка, способного давать потомство. Чтобы избежать этого, в обязательном порядке следует сократить количество вылавливаемой рыбы и изменить места ее вылова. Но принимая во внимание новую инициативу государства о запрете ввоза импортной рыбы, сокращения вылова рыбы едва ли стоит ожидать.
Еще одна не менее важная проблема – браконьерство.
Вылов рыбы местным жителям не запрещен. Для этого достаточно получить квоту на вылов рыбы для собственных нужд. Другое дело браконьерство.
Браконьерство - сезонное явление на Камчатке, и чаще всего им занимаются люди молодого возраста, обеспокоенные низким уровнем доходов. Основная цель браконьеров – идущие на нерест самки кеты, кижуча или горбуши. Рыбу чаще всего ловят на крючки. Рыба, идущая на нерест, не обращает внимания на приманку, но если правильно подсечь рыбу, острые крючки впиваются в тело или плавники. Рыбу достают на берег, если она оказывается самкой, ее потрошат и достают икру, а тушку выбрасывают. Если рыба оказывается самцом, ее выбрасывают в воду, где рыба все равно погибает от множественных ран.
Еще одно НО в развитии
Несмотря на ряд внутренних проблем, существует группа факторов, негативно влияющих на распространение камчатской рыбы внутри страны. Первоочередной стала проблема перевозок. Из-за постоянного роста тарификации на перевозку рыбных продуктов из региона, в конечном итоге цена на рыбу становится неконкурентной с ценой иностранной продукциии. Единственным решением в данной ситуации является перерасчет транспортных тарифов и внедрение новой политики в сфере логистики.
Отмечается повышенный интерес среди бизнесменов на поднятие имиджа Дальнего Востока для основной части материковой России. Выдвигается масса идей по созданию общего бренда и логотипа, под которым продукция поставлялась бы на внутренний рынок. Особый интерес к этой теме начал появляться после официального запрета на импорт рыбы и рыбной продукции из Норвегии и Дании. При создании положительного образа камчатской продукции главным приоритетом называется экологическая составляющая. То есть эта продукция, в отличие от европейской, выросла не на фермах, а в природных условиях, на просторах океана, и потому сохранила больше питательных и полезных веществ. При создании условий для развития внутреннего рынка рыбная продукция из Камчатского региона будет перенаправлена с Кореи и Японии.
Как видим, идея создания внутреннего рынка производства и потребления рыбных продуктов не лишена смысла. На пути ее реализации всем заинтересованным сторонам предстоит решить немало проблем и преодолеть многие противоречия.