Петербургу не хватает метеостанций и постов наблюдения за погодой
Разрушительное наводнение на Кубани заставило специалистов в Петербурге не только проанализировать готовность сил и средств оповещения населения, но и напомнило о том, что в северной столице не хватает метеостанций, считает главный синоптик гидрометцентра Петербурга Александр Колесов. Паводок в ночь на 7 июля затопил более 7 тысяч жилых домов в трех городах (Геленджик, Крымск, Новороссийск) и ряде поселков Краснодарского края. Были нарушены системы энерго-, газо- и водоснабжения, автомобильное и железнодорожное движение. По данным МЧС, погиб 171 человек, в основном в Крымске, на который пришелся самый сильный удар стихии.
После трагедии встал вопрос о прогнозе чрезвычайных ситуаций и работе системы оповещения населения. "Нельзя вообще сравнивать метеоусловия Петербурга и Кубани. Самое главное – это местность. Одинаковое количество воды, которое выливается на ровную поверхность и на горы, дает совершенно разный эффект. И Туапсе, и Сочи – на юге такие ливни постоянно. Постов там достаточно, для таких явлений хватает. На горе ведь не будешь ставить, где никто не живет... Наблюдения хорошо охватывают эту территорию. У нас мало", - рассказал Колесов журналистам. В Петербурге есть метеостанция на Петроградской стороне, в Невском парке, в Пулково, и ведомственная станция аэропорта Фарфоровский пост, перечислил Колесов. Есть еще Лисий Нос, Кронштадт и Ломоносов, где метеостанции входят в черту большого города. "Но север и восток Петербурга не охвачены вообще. И иногда мы не знаем, какие там условия. Иногда нам с Невского проспекта звонят, жалуются, что дождь льет, а у нас на Васильевском в это время солнце светит. Конечно, станций (для непосредственного наблюдения) маловато. По локатору мы можем определить "засветку" (где проходит облако), но все равно – обработка уже машинная", - сказал Колесов.
По его словам, увеличение числа метеопостов в Петербурге стало бы замечательной мерой, "но это невозможно". Пока Гидрометцентр предлагает крупным организациям ставить свои ведомственные посты или станции. "Нашей службе дорого содержать, а автоматические станции не поставить, их надо охранять. Это самая большая проблема: поставишь автоматическую – ее через несколько дней разберут", - отметил Колесов. Что касается экспертов из Российского государственного гидрометеорологического университета (РГГМУ), отправившихся на Кубань, то им предстоит выяснить, почему там выпало 300 миллиметров осадков, что характерно только для тропиков и субтропиков, добавил Колесов. "Необходимо выяснить, как там создались такие условия и почему.
Станции официально зарегистрировали огромное количество воды. Были более мощные облака, в которых было много осадков, но они проходили локально. А здесь какая-то супер-ячейка стояла на одном месте, медленно смещалась с востока на запад и лила, лила. Вот это все нужно проанализировать метеорологам. А гидрологам необходимо понять, как там сходились реки. Анализировать придется на месте", - сказал Колесов. Когда вода пошла на Крымск, наблюдателей на гидрометеорологических постах также эвакуировали, поэтому до сих пор неизвестно, до какой отметки там поднимался уровень воды, и что в действительности там происходило, напомнил Колесов. Восстановить события помогут натурные наблюдения и специальные таблицы для расчетов силы и скорости ветра. "Какой силы был ветер, какой толщины деревья сломало, направление потоков воды – все эти параметры помогут составить общую картину произошедшего", - сказал Колесов.