Правозащитники заинтересовались гибелью десантников
Что на самом деле произошло с российскими десантниками? В произошедшем собираются разобраться правозащитники. В Прокуратуру отправлен запрос от Президентского Совета по правам человека. Такой же запрос отправлен от депутата Государственной думы Дмитрия Гудкова на имя министра бороны России Сергея Шойгу.
Что интересует правозащитников?
В обоих - два основных вопроса: о событиях, приведших к гибели десантников и об угрозах, поступающих журналистам, расследующим расследования событий. Кроме того, правозащитные организации собираются установить связь с властями Украины для получения информации с другой стороны.
По сообщению одного из корреспондентов, побывавших на Псковском кладбище, там появилось три свежих могилы. Надписи на могилах свидетельствуют, что похоронены военнослужащие Леонид Кичиткин (погиб 19 августа), Александр Осипов (20 августа) и Сергей Волков (11 июля). Однако получить какую-либо информацию о погибших военнослужащих у военных не удается.
Офицер воинской части 07264 (не представившийся) на вопрос корреспондента ответил, что никакой информации у него нет. И посоветовал сотрудникам СМИ «не совать нос в дела Министерства обороны».
Владимир Никишин, председатель Союза Десантников Пскова, в разговоре был не менее категоричен. Он потребовал не путать войну и политику. И пока Президент не посчитает нужным выйти с обращением к народу, никакие данные появляться не будут. Его речь свелась к тому, что пока в верхних эшелонах власти не примут политического решения, никакой информации военные не выдадут.
Пытаются собирать сведения о произошедшем и представители депутатского корпуса Псковщины. Например, депутат Лев Шлосберг сообщил, что по личным сообщениям одного из военных, потери в части во время боевых действий на Украине составили до 160 человек. Однако никаких конкретных данных он привести не может.
В своем запросе депутат Госдумы Дмитрий Гудков требует у министра обороны разъяснений, участвуют ли военнослужащие 76-й дивизии ВДВ на территории соседнего государства, и сколько служащих (как действующих, так и бывших) числятся погибшими во время учений в Ростове.
Кто угрожает корреспондентам?
Вторая часть запроса касается угроз, о которых сообщают журналисты, пытающиеся узнать о произошедшем. Например, Владимир Ровенский ("Дождь") и Илья Васюнин ("Русская Планета") рассказали, что машину, в которой они приехали, забросали камнями, когда они ходили к свежим могилам. А при попытке поговорить с родственниками погибших, неизвестные люди "настойчиво рекомендовали не задавать вопросов", и намекнули, что в болотах под Псковом может запросто исчезнуть и целая бригада журналистов. Похожие угрозы в свой адрес выслушала и Ирина Тумакова, представляющая ресурс "Фонтанка.ру".
По утверждениям правозащитников, угрозы по отношению к журналистам содержат состав преступления, причем по нескольким пунктам УК сразу. Это и раздел о препятствовании журналистской деятельности (ст. 144 УК РФ), и умышленное уничтожение чужого имущества, и ряд других.
Как относятся к событиям на Украине?
Украина объявила о досудебном расследовании в отношении задержанных на ее территории десантников из России. По этому вопросу они хотят встретиться с генералом Рубаном, занимающимся с украинской стороны вопросами военнопленных. Правозащитные организации собираются направить властям Украины соответствующие запросы, для сопоставления списков раненых и погибших военнослужащих.