Проект национальной цели по выбросам CO2 в России нужно дорабатывать, считают эксперты
Вариант внутреннего ограничения выбросов парниковых газов, предложенный Минприроды РФ, вызывает вопросы и у бизнес-сообщества, и у экологов, и требует доработки, которую целесообразно завершить до итоговой конференции ООН по климату в Дохе (Катар) в конце 2012 года, считают эксперты.
Минприроды в конце августа был подготовлен проект указа президента об утверждении целевого показателя Российской Федерации по сокращению выбросов парниковых газов к 2020 году. Согласно документу в качестве такого показателя ведомство предлагает установить 20% от уровня 1990 года.
Сейчас разработанный ведомством проект указа президента России проходит согласование с заинтересованными ведомствами и организациями. "Окончательное значение целевого показателя будет определено в ходе согласований", - отметили в Минприроды.
"С одной стороны, хорошо, что у России будет цель внутренняя... С другой стороны, 20% - это, конечно, то, что выполняется совсем автоматически", - сказал координатор программы "Климат и энергетика" Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Алексей Кокорин.
Увеличение объема выбросов более чем на 12% от уровней 1990 года за десять лет "получается, если совсем ничего не делать, и меры по энергоэффективности не выполнены". Выбросы парниковых газов России в 2010 году составили около 2,2 миллиарда тонн CO2-эквивалента, что на 34,25%, или на 1,15 миллиарда тонн CO2-эквивалента ниже уровней 1990 года. "Это (ограничение) гораздо слабее, чем цель 40%-ного снижения энергоемкости ВВП", - сказал Кокорин. При всем этом российское внутреннее ограничение будет лишь "целью ради цели", которая ставится "из соображений крайней осторожности".
"Это такая несколько пропагандистская акция, которая при этом очень спорная, потому что в России она мало кого интересует, а за рубежом она будет воспринята как откровенно слабая", - сказал эксперт.
Предварительно бизнес связывает принятие внутреннего ограничения с участием страны во втором периоде обязательств по Киотскому протоколу. "Говорить о каких-то национальных целях в области сокращения выбросов можно и нужно, если Россия остается полноправным участником Киотского протокола, в том же формате, как она участвовала предыдущие пять лет... Если в Киотском протоколе нас нет, или мы там присутствуем номинально и без обязательств, то это, в общем, практического смысла не имеет и, наоборот, может быть опасным", - сказал Юлкин. Без экономических механизмов, предусмотренных протоколом, простое "провозглашение" цели будет ненадежным и бессмысленным.
"Поэтому бизнес, понимая, что ничего хорошего ему с этого не светит, скорее, высказывается против. Если это часть нашего участия в киотском процессе, то да, если это отдельно взятая цель, внутренняя, непонятно на чем основанная и так далее - то тогда категорически против", - сказал эксперт.
Поскольку основным вопросом сессии переговоров ООН по изменению климата будет принятие окончательных решений по второму периоду Киотского протокола, "России стоило бы уже к декабрю какую-то позицию внятную иметь".
Рамочная конвенция ООН об изменении климата, призванная противодействовать неблагоприятному изменению климата Земли, вступила в силу 21 марта 1994 года, в числе ее сторон 194 страны и одно региональное объединение - Европейский союз. Сам этот документ не содержит количественных обязательств по сокращению выбросов парниковых газов. Эти параметры содержатся в Киотском протоколе, вступившем в силу в 2005 году.