Реализация "антипиратского" закона заблокирует легальный контент
Андрей Силин, главный юрист Google в России, считает, что вследствие исполнения норм "антипиратского" закона возможна блокировка легального контента. Новый закон вступает в силу 1 августа.
Согласно новому законодательству допускается уведомление правообладателей о нарушениях авторских и смежных прав. В нем указываются IP-адреса.
"Поскольку на одном IP-адресе могут находиться миллионы единиц контента, интернет-компании не смогут исполнять такие избыточно "широкие" уведомления, так как это может привести к блокированию не только нарушающего авторские права контента, но и легально размещенных материалов", - отметил Силин.
"Определить нелегальную копию контента может только правообладатель. Если же правообладатели считают, что интернет-компании должны сами искать нелегальные копии и встать в позицию суда, тогда мы не сможем быть информационными посредниками", - считает Марина Жунич, директор по взаимодействию с государственными органами "Google Россия".
На сегодняшний день Google работает согласно американскому закону DMCA. Он предусматривает направления жалобы на появление нелегального контента правообладателями напрямую в головной офис компании. По словам Жунич, в России также действует подобная практика, однако она не имеет законодательного подспорья. Несмотря на это нарушения устраняются быстрее и без ущерба ресурсу и сети интернет в целом.
В Google утверждают, что эффективного удаления незаконно размещенных материалов на основе жалобы по IP-адресу технически добиться невозможно. Судебным инстанциям предстоят разбирательства с противоречиями между текстом закона и сложностями технического его исполнения.
С 1 августа компания Google намерена работать как и прежде. Единственное исключение: жалобы будут направляться не напрямую правообладателями, а Роскомнадзором. Жунич подчеркнула, что для рынка последствиями нового закона, возможно, станут иски, блокировки ресурсов, а также закрытие сервисов.
"Достаточного количества ресурсов для отстаивания легальности своего контента может не оказаться у небольших и средних компаний, поэтому не исключено, что они будут вынуждены блокировать и легальный контент - жертвами в этом случае окажутся пользователи, которые его разместили. В российской законодательной практике нет процедуры отправки контруведомлений, с помощью которых пользователь мог бы обжаловать несправедливое, по его мнению, обвинение в нарушении авторских прав", - заключила Жунич.