Россия через два года после взрыва на «Фукусима-1» ощущает последствия
Ровно два года назад произошла катастрофа на АЭС Фукусима в Японии. Она все еще напоминает о себе жителям Дальнего Востока России. В морских портах региона до сих пор задерживаются иномарки и партии автодеталей, которые имеют повышенный радиоактивный фон.
11 марта по причине разрушительного землетрясения в Японии, возникла волна цунами, обрушившаяся на АЭС "Фукусима-1". В результате событий зафиксирована серия аварий, причиной которых стали вышедшие из строя системы охлаждения. Как результат, на АЭС было найдены утечки радиации, заставившие власти эвакуировать жителей 20-километровой зоны в радиусе от АЭС.
После аварии на Фукусиме в морских портах Дальнего Востока России задержаны свыше 930 автомобилей, которые имели повышенный радиационный фон. Большую часть из них таможенники отправили назад в Японию.
«Только за первый год после аварии на АЭС Фукусима-1 через морские таможенные пункты Дальневосточного федерального округа из Японии было ввезено 488 фонящих автомобилей - легковых и грузовых. В 2012 году на специальные площадки в морских портах региона было поставлено 446 фонящих машин», - сообщил представитель Дальневосточного таможенного управления.
За первый год аварии на Фукусиме, по данным эксперта, разрешалось передавать покупателям загрязненные машины после проведения их дезактивации. Согласно распоряжению Роспотребнадзора, машины, имеющие повышенный радиационный фон, отправляются обратно.
«Продолжают в порты поступать на судах и контейнеры с фонящими автодеталями из Японии. Только за первый год после катастрофы на АЭС Фукусима-1 выявлено около 500 случаев импорта партий фонящих автозапчастей. В 2012 году количество задержаний радиоактивных деталей сократилось лишь на 10%», - добавил представитель таможни.
Дмитрий Маслов, руководитель Роспотребнадзора по Приморскому краю, сообщил, что поступающие в торговлю на Дальнем Востоке продукты из Японии не содержат в себе повышенные дозы радиации, а также имеют разрешение на ввоз с февраля 2013 года.
«Несмотря на то, что на таможне до сих пор задерживают машины и катера с превышенной дозой радиации, японских продуктов можно не бояться. За последние несколько месяцев мы ни разу не сталкивались с фонящими продуктами из Японии», - сообщил он.
По мнению эксперта, невозможны поставки рыбы или других продуктов питания из Японии, содержащие в себе радиоактивные компоненты. Роспотребнадзор проверяет продукцию, отправленную на внутренний и внешний рынки. Без штампа и отметок ведомства груз не будет оформлен и принят к отправке, соответственно, не попадет на прилавки России.
«Сразу после аварии на атомной станции в Фукусиме в Россию по особому распоряжению запретили ввозить продукты питания оттуда, а также еще из шести японских префектур: Ганма, Чиба, Ибараки, Нагано, Точиги, Токио», - отметил эксперт.
Запрет отменен, поскольку существуют условия ввоза. Товары должны поставляется в Россию с японской декларацией, в которой указано содержание радиоактивных веществ ниже нормативов. К декларации обязательно прилагается справка, содержащая результаты проверки на содержание радиоактивного цезия.
Фонящие иномарки по-прежнему экспортируются в Россию из Японии. Владимир Горячев, заведующий лабораторией ядерной океанологии Тихоокеанского океанологического института ДВО РАН, заявил о миновавшей угрозе распространения радионуклидов в морях России.
«За два минувших года прямое загрязнение от «Фукусимы» так и не затронуло ни Охотское, ни Японское море. Особенности течений в этих морях таковы, что прямого загрязнения не произошло. Радионуклиды в незначительных концентрациях были обнаружены в море ближе к востоку от Японии и частично в районе Южно-Курильских островов, однако они могли оказаться там и после кратковременного атмосферного выброса», - сообщил он.
Концентрация радионуклидов ниже порога предельно допустимой нормы, частицы радиационного цезия-137 являются «искусственной меткой», помогающей изучать гидрологию дальневосточных морей, а также поведение радионуклидов.
Горячев отметил, что до «Фукусимы» в водах России были зафиксированы следы ядерных испытаний, проводимые в начале 60-х годов. В воду после катастрофы на японской АЭС попал йод-131, распавшийся в самом начале. Но туда же попал цезий-137, его период полураспада - примерно 30 лет.