Школьники будут изучать основные темы до 10-го класса
Учителя и ученые закончили обсуждение концепции нового учебника истории, которая полностью готова и доступна в Интернете. Еще одной хорошей новостью для педагогов стало возвращение школ к линейному принципу преподавания истории, предусматривающему постепенное изучение материала, по хронологии.
Изучение основного материала теперь закончится в 10-м классе, а в 11-м классе на базовом уровне, возможно, будет предложен общий курс "Россия в мировом контексте". На профильном уровне основные усилия намерены направить на подготовку к итоговой аттестации и вступительным экзаменам в вузы.
Напомним, сейчас школы работают по концентрической системе, то есть к 9-му классу должно закончиться изучение основных тем, в 10-м и 11-м ученики повторяют пройденный материал. Система предусматривает изучение самых сложных тем, а именно развал СССР, значение выстраивания вертикали власти, школьниками в возрасте 14-15 лет. Согласно нововведениям, они будут даваться годом позже.
Концепция содержит требования к новым учебникам истории. Специалисты отдельно выделили новые темы и трудные вопросы. Однако до идеальных учебников, устраивающих учеников, их родителей, учителей и ученых, еще далеко.
Кирилл Соловьев, научный сотрудник Института Российской истории РАН считает, что главное это четко понимать, какой материал необходимо отобрать для учебников.
«Сюжеты не должны быть простыми и очевидными. Если говорим о XIX веке, то, скорее, это не Николай I, а в первую очередь - Пушкин и Толстой. И рассказывать, к примеру, о реформах XIX века надо, сопоставляя материал с Толстым», - предложил Соловьев.
Его коллега, Александр Шевырев, преподаватель истфака МГУ, называет XIX век самым простым периодом для преподавания в школе. В списке трудных вопросов периода нет. Шевырев предложил смещать акцент в учебниках с политической истории на культурную.
«Часто история повседневности воспринимается примитивно: что люди ели, пили, что носили. О повседневности надо рассказывать иначе. В качестве примера я мог бы привести жизнь рекрута до и после военной реформы. Или тему "влияние железных дорог на жизнь людей"», - подчеркнул Александр Шевырев.
Новые учебники истории будут содержать достаточно много тем, которые связаны со становлением гражданского общества в России. Тут историки предложили учителям вспомнить первые публичные лекции, земские собрания, городские думы. А вот о революциях материала будет не так уж много. Концепция предусматривает изучение XX века с 1914 года.
«Получается, что революция выскочила, как черт из табакерки, из Первой мировой войны. Это не совсем так», - подчеркнул Александр Шубин из Института Всеобщей истории РАН. По его мнению, недопустимо разделять революции 1905 года и 1917-го.
В дополнение к новым учебникам истории подготовят несколько пособий. В их числе - по Военной истории Отечества и по культуре. Материал будет заканчиваться 2012-м годом. Новый учебник истории расскажет о 90-х годах, как об одном из самых непростых периодов современной России, о "новых русских", о лидерах нашей страны и о таком явлении как "утечка мозгов".