Ученые выяснили, почему "Цветы в голубой вазе" Ван Гога поменяли цвет

Ученые выяснили, почему "Цветы в голубой вазе" Ван Гога поменяли цвет
14.09.2012 17:12
Просмотров: 2561

Маргаритки на картине Винсента Ван Гога "Цветы в голубой вазе" постепенно превратились из ярко-желтых в коричневые из-за химической реакции между "лимонным" пигментом, сульфидом кадмия, и защитным лаком.

Винсент Ван Гог написал картину "Цветы в голубой вазе" в 1887 году, на закате своего парижского периода жизни. Ярко-желтые маргаритки и белые анемоны в вазе, расположенной на столе, великолепно смотрелись на картине. После смерти Ван Гога картину покрыли лаком для повышения сохранности и продана в начале 20 века музею Креллера-Мюллера в нидерландском Оттерло.

Группа химиков под руководством Куна Янсенса (Koen Janssens) из университета Антверпена (Бельгия) обратила внимание на картину после открытия реставраторами необычного налета на некоторых частях натюрморта. Желтый пигмент - сульфид кадмия - постепенно теряет свою яркость при взаимодействии с воздухом. Это объясняется тем, что молекулы кислорода окисляют серу и превращают это соединение в сульфат, соль серной кислоты (SO4). Сульфат кадмия образует белую полупрозрачную пленку на поверхности краски, в результате чего она бледнеет и теряет привычную яркость.

Уточним, что в данном случае налет был необычным - он был не светлым, а темным, и его микроструктура была не похожа на кристаллы сульфата кадмия. Озадаченные сотрудники музея отправили небольшой кусочек краски с картины в лабораторию Янсенса и попросили химиков выяснить природу и причину формирования налета. Исследователи просветили образцы краски при помощи рентгеновских спектроскопов в Европейском синхротронном центре в Гренобле и немецкой лаборатории DESY и сравнили их с "обычным" налетом из сульфата кадмия.

"Оказалось, что сульфат-анионы нашли подходящего партнера для реакции в ионах свинца в лаковом покрытии, в результате чего на границе между краской и лаком образовались серые и малопрозрачные кристаллы англезита - сульфата свинца. Его источником, по всей видимости, послужило вещество-осушитель, которое было добавлено в лак при покрытии картины", - пояснил один из участников работы Джеральд Фалькенберг (Gerald Falkenberg) из германского синхротронного центра DESY.

Эффект усугубился тем, что ионы кадмия, лишенные серы, прореагировали с другими компонентами лака и превратились в оксалат кадмия (CdC2O4) - соединение кислорода, кадмия и углерода. Комбинация из соли свинца и оксолата кадмия и является тем налетом, который превратил ярко-желтые маргаритки на картине Ван Гога в смесь из темно-оранжевых и коричневых мазков. "Многие из картин, которые Винсент написал во время парижского периода, были покрыты неправильным лаком и снятие этого покрытия является одной из самых сложных задач, с которой сталкиваются реставраторы работ Ван Гога во всех странах мира. Информация, которую предоставили нам Янсенс и его коллеги, жизненно необходима для принятия тяжелых решений, которые нам приходится порой делать при столь сложной очистке картин", - добавила реставратор Элла Хендрикс (Ella Hendriks) из Музея Ван Гога в Амстердаме (Нидерланды).

Яндекс.Метрика