Зарубка за рубку
Несколько недель назад президент России поручил Минприроды разработать законопроект, запрещающий вырубку деревьев в зонах с особым статусом. В результате на свет появился проект, представленный в парламенте на прошлой неделе. Экологи опасаются, что неточные формулировки, используемые в законе, не только не помогут предотвратить вырубку лесов, но и еще больше развяжут лесозаготовщикам руки.
Авторы нового проекта в защиту зеленых насаждений не видят повода для беспокойства. По их мнению, проект получился добротным и очень своевременным, ну а то, что экологи не понимают его терминологии - просто не имеет значения. Документ находился в разработке с середины апреля 2013 года. Его инициатором стал лично Владимир Путин, получивший обращение из Всемирного фонда дикой природы, подкрепленное 120 тысячами подписей. Экологи призвали президента обратить внимание на бедственное положение российских лесов и ввести запрет на лесозаготовительные работы в защитных зонах.
Первый вариант закона не только не порадовал зеленых, но и сильно обеспокоил. Эксперты говорят о том, что при желании формулировки в законопроекте можно повернуть и в ту, и в эту сторону. На деле может статься, что данный закон не только не поможет сберечь природу, но подстегнет ее разрушение промышленными предприятиями.
Сейчас в российском лесохозяйстве создалась очень непростая ситуация. Многие территории с защитным статусом находятся в аренде у промышленных предприятий. Это приводит не только к вырубке самих лесов, но и к исчезновению уникальной флоры и фауны. От вмешательства промышленников страдают леса в Приморье и на Дальнем Востоке. Здесь от вырубки деревьев гибнут и без того малочисленные амурские тигры.
В ожидании проекта ученые обсуждали, как законотворцы обойдут основную сложность, связанную с введением запрета на рубку. Просто запретить ее нельзя, так как помимо вредных промышленных вырубок есть еще и полезные санитарные, которые позволяют расчистить лес от старых деревьев. Да и сам термин промышленной рубки в российском законодательстве отсутствует. В результате законотворцы подготовили документ, который запрещает передавать в аренду или постоянное пользование защитных территорий. При этом совершенно забыв о том, что у промышленников остается возможность краткосрочного использования земель.