Потепление отношений Москвы и Тбилиси решили скрепить бокалом грузинского вина
Москва и Тбилиси стали заложниками прошлого. Теперь, когда основной виток политического противостояния пройден, и к власти в Грузии пришло лояльное и понятное России правительство, казалось бы, можно начать выстраивать отношения с чистого листа. Но, как оказывается, говорить двум странам сегодня совершенно не о чем. Главным же свидетельством российско-грузинского перемирия стало возвращение грузинского вина на рынок. Вот такое вот бесценное достижение.
Истина в вине
Истина в вине, - говорили древние римляне. А современное вино – это не только истина, но и деньги, и даже политика. С одной стороны, грузинские виноградари уже давно ждали отмены запрета на поставки вина в Россию – на их главный рынок сбыта. С другой, все-таки вернувшись в Россию они оказались сильно разочарованы сложившейся ситуацией: бюджетная ниша сейчас полностью занята напитками из Австралии и Африки, а среди дорогих вин вино из Грузии ну никак не может конкурировать с винами французскими.
Впереди почитателей грузинского вина ожидают переливания из пустого в порожнее, создающие видимость поддержания межправительственного диалога. Нам предстоит пережить не одну поездку российских экспертов на грузинские заводы, тщательных отбор производителей. Вино будет порождать новые темы для обсуждений между Москвой и Тбилиси так долго, как это возможно, чтобы российско-грузинские отношения выглядели максимально теплыми и рабочими
Сближение с Тбилиси Кремль считает невыгодным
Победа Иванишвили на выборах вернула Кремлю заинтересованность в Грузии. Поскольку при Саакашвили выгодного диалога с Тбилиси явно быть не могло, Кремль очень долго ждал прихода оппозиции к власти даже, как говорят, поддерживал Иванишвили на выборах. Теперь, когда формальное препятствие в виде Саакашвили устранено, можно было бы рассчитывать на то, что отношения сдвинутся с мертвой точки. Однако, как мы видим, отношения с Грузией развиваются в каком-то удручающем темпе. Говорить двум странам, кроме как о вине, явно не о чем. Очевидно, что дальнейшее сближение с Тбилиси Кремль считает невыгодным. Наиболее перспективным направлением сотрудничества, опять же кроме вина, может стать разве что интеграционная программа Таможенного союза и возвращение Грузии в СНГ. Правда, в отношении последнего власти Грузии высказываются весьма скептически. Убедить Иванишвили отказаться от проамериканского курса мы вроде не пытаемся, наверное, потому что и не можем.
Правительства всеми силами медлят принимать решение по Южной Осетии
Главной же причиной, продолжающей сдерживать развитие отношений двух стран, остается абхазский и осетинский вопрос, которому, будущим летом исполнится уже пять лет. В этом контексте необщение с Грузией приобретает новый смысл. Как нерадивый ученик откладывает момент начала подготовки домашнего задания, так и наши правительства, очевидно, всеми силами медлят принимать решение по Южной Осетии. Эта тема неприятна им обоим. Но если раньше отсутствие попыток решить осетинский вопрос можно было списать за счет ухудшившихся межгосударственных отношений, то теперь, когда правительства пытаются создать видимость диалога, обсудить эту щекотливую проблему все же придется. Отложить ее решение еще на пять лет вряд ли удастся.