Борьба властей с оппозицией
Болотная площадь стала отправной точкой преследования оппозиционеров. За последние девять месяцев на каждого пятого члена Координационного совета было заведено уголовное дело. Наибольший резонанс получили дела Навального и Удальцова, однако, можно сказать, что на этом власти останавливаться не собираются, и в новом году борьба с оппозицией продолжится.
Первым наказание понес Константин Крылов за антикавказские высказывания в ходе митинга в октябре 2011 года. Как известно, правоохранительные органы выбрали наиболее удачное время для задержания оппозиционера – накануне очередного марша протеста, 4 ноября. Процесс над Крыловым растянулся более чем на 12 месяцев, в итоге завершился приговором к 120 часам исправительных работ в соответствии с ч. 1 ст. 282 УК. Приговор был приведен в исполнение в тот момент, когда Крылов уже стал членом КСО, таким образом, став первым предупреждением о том, что членство в Координационном совете оппозиции ведет в тюрьму.
После протестов в декабре 2011 года сразу несколько дел было возбуждено против Алексея Навального по статье «мошенничество». После премьеры «Анатомии протеста-2» в немилость попал и Сергей Удальцов вместе с Лебедев и Развозжаевым, что, впрочем, нисколько не помешало последнему быть избранным в КСО. Еще один член Координационного совета Сурен Газарян, проходивший по делу о надписи на заборе дачи губернатора краснодарского края, был вынужден просить политического убежища в Эстонии. Также господину Газаряну предъявлялись обвинения в угрозах смерти одному из охранников дворца Путина на юге.
Еще одно дело против Рустема Адагамова, которое пока находится в разработке, грозит перерасти в очередной скандал. Бывшая жена популярного фотоблогера обвинила своего экс-супруга в совращении несовершеннолетней, которое, якобы, имело место быть около 10 лет назад. Более года длится судебная тяжба Бориса Немцова и «нашистом» Максимом Переваловым, обвиняющим сопредседателя РПР-ПАРНАС в побоях. Скоро на оппозиции, уже негде будет поставить клемма. Наиболее радикальные активисты либо уже осуждены, либо проходят по какому-либо делу. Даниил Константинов пребывает в СИЗО, Игорь Артемов находится в розыске, уголовное дело по статье «мошенничество» заведено на Владлена Кралина и Александра Потника. Ну и для полноты картины отметим, что еще один известный националист, Николай Бондарик уже отбыл пятилетний срок за избиение, повлекшее за собой смерть.
Кого разрабатывают
Несмотря на то, что протестная активность граждан спадает, интерес власти к лидерам оппозиции не уменьшается. Повторения декабря 2011 года, очевидно, в Кремле никто не хочет. Толчком для разработки оппозиционеров стали протестные движения, вызванные фальсификацией выборов в Государственную думу. Скорее всего, проверка оппозиционеров началась еще в декабре 2011 года. А уже в январе появились первые признаки работы правоохранительных органов. Какое-время они собирали сведения, присматривались. А 6 мая на болотной грянул гром. У присутствовавших на площади не остается сомнений в том, что действия полиции и провокации были умышленными. Во многом несдержанная реакция оппозиции развязала следственному комитету руки и дала возможность завести несколько уголовных дел, произвести обыски. Причем очевидно что решение о начале гонений могло быть принято только на верхнем уровне – в администрации президента.
С января 2012 года начинается прослушка телефонов, производятся записи скрытой камерой Немцова, Пархоменко, Панюшкина, Гудкова старшего, Владимира Рыжкова. По словам Бориса Немцова, сегодня против оппозиционеров работает и полиция, и ФСБ и МВД. Ну а главнокомандующим всей этой кампании, безусловно, является Владимир Путин.
Болотная все изменила
Активные действия против оппозиции начались только после Болотной площади. Причем первые столкновения с полицией произошли непосредственно на Марше миллионов. Власть и оппозиция до сих пор продолжают забрасывать друг друга обвинениями по поводу эскалации насилия и провокации. Накануне марша полиция без должного согласования с демонстрантами перекрыла большую часть прохода на Болотную площадь, что послужило причиной давки и начавшейся паники. А вечером того же дня появились первые слухи о том, что следственный комитет намерен призвать к ответственности всех оппозиционеров, пытавшихся силой прорвать ряды оцепления. Причем первыми под раздачу должны были попасть именно организаторы марша, лидеры оппозиции. Повторившийся 12 июня марш принес обыски в квартирах организаторов. Обыски результатов не дали, уголовные дела заведены не были. Позже правоохранительные органы решили сменить тактику и найти другой подход к оппозиционерам. В частности, заняться лидерами оппозиции в индивидуальном порядке.