Иркутские ученые применят беспилотник для геодезических исследований
Иркутские ученые впервые в Российской Федерации в наступившем году приступят к исследованию сибирских месторождений с помощью беспилотного вертолета, оснащенного лазерным сканером, сообщил заведующий кафедрой маркшейдерского дела и геодезии Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета (НИ ИрГТУ) Анатолий Охотин.
Этот вуз первым в нашей стране закупил уникальный беспилотник, оборудованный сканером, навигационными системами GPS и ГЛОНАСС. Цена вертолет - 15 миллионов рублей.
«Этот аппарат специально собран по нашему проекту в Европе. Лазерная сканирующая головка, к примеру, была заказана в австрийской фирме Riegl, силовая установка - в Швейцарии. Наш университет, по сути, первый, кто решил использовать беспилотник для изучения месторождений», - сообщил ученый.
Пробы вертолета состоятся весной.
До этого НИ ИрГТУ выполнял заказы в области геодезии для крупнейших недропользователей Сибири: «Газпрома» (Чиканское газовое месторождение), СУЭК (месторождения угля), ВЧНГ, «Руссдрагмета» (Тасеевское золоторудное месторождение), «Бурятзолота», Приаргунского производственного горно-химического объединения (урановые рудники), АЛРОСА.
Обычно геодезические работы (они необходимы для дальнейшей геологоразведки и строительства ГОКов) в таких случаях проводятся либо с земли, либо с помощью вертолета Ми-8 или самолета Ан-2.
Но, по словам заведующего, беспилотный вертолет дешевле в работе. Обычный вертолет потребляет 800 литров топлива в час, Ан-2 - 150 литров, беспилотник ИрГТУ - семь литров в час. Этот вертолет, управляемый оператором или летающий автономно по GPS, способен находиться в воздухе до полутора часов на высоте до 500 метров.
Специалист отметил, что технические характеристики аппарата дают ему возможность работать даже на больших месторождениях, к примеру, Ковыктинском газоконденсатном или на Удокане - медном месторождении. Аппатар также возможно использовать в поисковых операциях, для исследования чрезвычайных ситуаций.
«У нас уже есть первые заказы на проведение инженерно-геодезических изысканий в 2013 году. Мы намерены задействовать наш беспилотник», - отметил ученый.