Ситуация вокруг Дагестана
Смена власти в Дагестане стала главным вопросом, обсуждающимся в СМИ в последние недели. Почему произошло смещение Магомедсалама Магомедова и почему именно сейчас, удержит ли Рамазан Абдулатипов власть – однозначно ответить на это не могут даже кавказоведы. Большинство специалистов склонны полагать, что смена власти в Дагестане в настоящий момент Кремлю не выгодна. Кремль должен был всеми силами стремиться поддержать Магомедсалама, однако, он этого не сделал.
Очевидно, что Магомедсаламом в Москве уже давно были недовольны. При нем Дагестан превратился почти в неподконтрольную республику, в засилье боевиков, пленение мирных граждан, в требование выкупов, рассылаемых на флеш-носителях, в самого охраняемого мэра в мире, на которого совершено порядка пятнадцати покушений. Во время правления Магомедсалама в Дагестане произошло усиление движения салафитов, причем сегодня процесс уже прошел точку невозврата. Боевики фактически легализовались и это носит необратимый характер. Очевидно, назначение нового и.о. главы республики должно обеспечить решение этой проблемы. И очевидно, что главная задача, которая сейчас стоит перед Рамазаном Абудалатиповым, - это остановить дальнейшую радикализацию Дагестана.
Насколько Рамазан Абдулатипов подходит для должности
Насколько Рамазан Абдулатипов подходит для этой должности, вопрос сложный. Это, конечно, не Рамазан Кадыров, который контролирует каждое дуновение ветра в Чечне, да и вряд ли Кавказ выдержал бы второго Кадырова. Это и не Евкуров, который поднял маленькую Ингушетию из хаоса. Потому что таких, как Евкуров, в мире единицы. Вероятно, необходимость назначения нового человека в такой республике как Дагестан, стало для Кремля сложным решением. Во-первых, потому что Дагестан является наиболее сложной республикой на Кавказе. На небольшой территории проживает порядка 50 народностей с запутанными межклановыми отношениями и противоречивым отношением к российской власти. Главная дилемма была связана с тем, какую степень автономности Дагестана готов принять Кремль. Например, если бы в Махачкалу был назначен сильный человек, как Рамзан Кадыров, он, безусловно, смог бы навести в республике порядок, но не стал бы отчитываться перед Кремлем. А Кремлю этого не нужно. Также не нужен Кремлю и слабый человек в Махачкале.
Борьба в партере
Закулисная борьба вокруг назначения нового главы республики шла уже давно. Причем к ней были подключены и серые кардиналы Кавказа, которые сейчас сидят в Москве. Выбор, стоящий перед Кремлем, был сложным, поскольку на трон претендовали сразу несколько дагестанских этнополитических кланов, состоящих друг с другом в династических браках и бизнес альянсах, и в этой борьбе были перемешаны национальные интересы с политическими. Наиболее значимыми фигурами, конечно, являлись Сулеман Керимов, за которым стоял бывший глава республики, и Зиявудин Магомедов, который и привел к власти Рамазана Абдулатипова.
Назначение последнего противоречиво. Также как и правление Магомедова. С одной стороны, при Магомедове действительно произошло усиление боевиков, которые стали настоящими хозяевами республики и не побоялись убить Саида-Афанди Чиркейского, который для мусульманского населения Дагестана был более священен, чем Патрирарх Всея Руси для верующих православных. Однако, кто хорошо знает историю Дагестана, вспомнит, что сложные ситуации в республики складывались и при других правителях: вторжение Басаева, укрепление кадарского и шариатского анклавов, ряд громких убийств. Убийства Саида-Афанди Чиркейского и Сиражутдина Хурикского стали тяжелыми испытаниями для дагестанцев. И после них долгое время ходили слухи о снятии Магомедова с должности. Но, как видите, Кремль долго не спешил воплощать их в жизнь. Поскольку не мог недооценивать и то, что при Магомедсаламе Магомедове начался какой-никакой диалог с боевиками.