СП считает неэффективными меры по адаптации сельского хозяйства РФ к изменению климата
Счетная палата (СП) РФ считает недостаточно результативными меры по адаптации сельского хозяйства России к климатическим изменениям, следует из сообщения ведомства. По данным Минсельхоза России, которые приводятся в сообщении СП, сумма ущерба, нанесенного сельскому хозяйству РФ вследствие неблагоприятных климатических явлений, за последние десять лет возросла почти в три раза, только за 2008-2010 годы составив 89,8 миллиарда рублей, в том числе в 2010 году – 41,8 миллиарда. При этом, как отмечает Счетная палата, почти две трети ущерба покрываются за счет средств федерального и региональных бюджетов.
Коллегия СП под председательством Сергея Степашина 22 июня рассмотрела результаты аудита эффективности госрегулирования и использования в 2008-2010 годах средств, выделенных на сохранение и восстановление плодородия почв и агроландшафтов, а также на реализацию мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат. "На коллегии отмечалось, что в проверяемый период поставленные президентом РФ в Климатической доктрине в декабре 2009 года задачи по развитию и применению законодательства Российской Федерации с учетом климатического фактора на отрасли экономики, а также разработке и применению мер по адаптации к последствиям изменения климата, не решаются как на федеральном, так и на региональном уровнях", - говорится в сообщении ведомства.
Единственным документом, определяющим государственные меры по адаптации сельского хозяйства к климатическим изменениям, является ФЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 – 2010 годы и на период до 2013 года". Проведенный аудит показал, что эта ФЦП "по объему финансирования и мероприятиям не охватывает значительную часть имеющихся проблем". "Снижение почвенного плодородия сельхозугодий в Российской Федерации требует более интенсивного комплексного проведения гидромелиоративных и агрохимических мероприятий с учетом современных достижений науки и техники", - говорится в сообщении Счетной палаты.
Объем финансирования мероприятий ФЦП в 2006-2010 годах составил 325,86 миллиарда рублей, из которых 50,28 миллиарда, или 15,4%, составили средства федерального бюджета, а еще 44,64 миллиарда, или 13,7%, - бюджетов субъектов Федерации. Остальное финансирование приходилось на внебюджетные источники. "В ходе аудита эффективности выявлена низкая результативность использования средств, направленных на строительство и реконструкцию мелиоративных сооружений. Вследствие продолжительных сроков проектирования, низкого качества проектно-сметной документации и длительного строительства объектов стоимость работ значительно превышала сметную, что влекло дополнительные расходы из федерального бюджета. Так, по 12 объектам со сроком ввода в эксплуатацию в 2009 году превышение стоимости работ от установленных в проектных документах составило 104,7 миллиона рублей", - отмечается в сообщении Счетной палаты.
Ведомство подчеркивает, что, несмотря на превышение плановых объемов финансирования мероприятий ФЦП в 2006-2010 годах на 35%, "не удалось достигнуть значительного улучшения земель и повышения их плодородия". "Несмотря на стимулирование интенсификации производства и государственную финансовую поддержку развития растениеводства в виде субсидирования (в объеме 45,62 миллиарда рублей за 2008-2010 года), объемы производства продукции растениеводства остаются нестабильными и подвержены значительным колебаниям", - говорится в сообщении ведомства. Коллегия решила направить информационные письма в правительство РФ и Минсельхоз, отчет о результатах контрольного мероприятия направляется в палаты Федерального Собрания.