Вероятность смены позиции РФ по Киото-2 близка к нулю
Вероятность резкой смены позиции России по вопросу Киотского протокола "приближается к нулю", на климатических переговорах в декабре Россия, скорее всего, вновь заявит об отказе от участия во втором периоде Киото, заявил РИА Новости советник президента РФ, специальный представитель президента по вопросам климата Александр Бедрицкий. "Существуют установленные правила подготовки и принятия таких решений. Решение о выполнении обязательств России в рамках Копенгагенских и Канкунских соглашений вне Киотского протокола принято на высшем политическом уровне. Это решение может быть изменено только президентом Российской Федерации, я не вижу оснований для таких скоропалительных выводов (о возможности смены позиции). Этот вопрос не рассматривался", - сказал Бедрицкий.
В октябре премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на заседании правительства поручил зампреду правительства Аркадию Дворковичу проработать вопрос целесообразности дальнейшего участия России в Киотском протоколе. Источник на российском углеродном рынке в середине ноября сообщил, что Минэкономразвития РФ предложило принять решение об участии России во втором периоде обязательств Киотского протокола уже в ходе предстоящих переговоров ООН по климату в Дохе (Катар), которые начнутся 26 ноября. Однако Бедрицкий считает крайне маловероятным принятие решения "на лету", уже в ходе переговоров. "В практике работы на переговорном процессе мне неизвестны случаи, когда позиция меняется. Политические решения не меняются в одночасье. Если происходит эволюция в этих решениях, то, как правило, этот эволюционный процесс - он заметен. В данном случае никакого движения не было", - сказал советник президента. По его словам, ни Минэкономразвития РФ, ни другие ведомства не представили официального анализа экономической эффективности Киотских проектов, из которого следовала бы необходимость смены политической позиции России. Он рассказал, что Киотский протокол в его нынешнем виде не может существенно повлиять на снижение нагрузки на климат, поскольку во второй период намерены войти развитые страны, доля которых в глобальном объеме выбросов составляет не более 15%. При этом США – крупнейший источник выбросов парниковых газов среди развитых стран, не является стороной Киотского протокола.
Сомнителен, по мнению Бедрицкого и тот аргумент в пользу участия РФ во втором периоде, что российский бизнес может получить выгоды от механизмов гибкости Киотского протокола - проектов совместного осуществления. "Выгоды во втором периоде Киотского протокола очень проблематичны, потому что крупные потребители квот - Канада, Япония не являются участниками второго периода. И с этой стороны, в нем тоже нет никакого смысла", - сказал советник. "Второй период - это шаг на месте, он нас никуда не двигает, ни к чему не приближает", - заявил он.
Сами российские проекты совместного осуществления, отметил Бедрицкий, во многих случаях не вполне соответствуют критериям этих проектов. Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, вступивший в силу в 2005 году, предполагает обязательства развитых стран по сокращению выбросов, устанавливаемые на определенный срок, а также рыночные механизмы их выполнения. Первый период обязательств по протоколу заканчивается 31 декабря 2012 года. На данный момент уже известно, что второй период начнется в 2013 году, о своем отказе участвовать в нем, помимо России, заявляли Япония и Новая Зеландия, а также Канада, которая в декабре 2011 года официально вышла из соглашения.