Законопроект об обжаловании итогов выборов
Большинство депутатов Государственной Думы Российской Федерации в первом чтении поддержали поправки в существующее избирательное законодательство, суть которых заключается в разрешении судам в соответствии с заявлениями граждан принимать решение об отмене решений участковой комиссии по итогам голосования.
Принципы основания инициативы
Данная инициатива основывается на ранее представленном Постановлении Конституционного суда Российской Федерации, в котором признаются противоречия между действующим конституционным правом граждан и фактической невозможностью опротестовать итоги выборов.
Постановление Конституционного суда Российской Федерации, анализируя сложившуюся правоприменительную практику, делает вывод, что действующее законодательство исключает возможность судебной защиты избирательных прав граждан, и это необходимо исправить посредством внесения соответствующих поправок в систему избирательного права.
Особенности принятых поправок в сравнении с ранее действующими нормами избирательного права
Прежнее избирательное законодательство не отрицало возможности подобного протеста со стороны избирателей, однако они могли обжаловать только факты прямого нарушения их избирательного права, к примеру, отсутствие возможности проголосовать дома, сложность в посещении мест для голосования и прочие подобные моменты. Официально обжаловать итоги выборов могли только сами кандидаты и политические партии, принимавшие участие в выборах.
В соответствии с принятыми поправками, обратиться в суд и оспаривать результат могут непосредственно сами избиратели при соблюдении таких обязательных условий, как подача заявления с перечнем нарушенных прав только на участке, к которому прикреплен избиратель, и подтверждение его участия в выборах в письменной форме.
Принятые в первом чтении поправки не отменяют установленных норм, в то же время они значительно корректируют закон в аспекте сроков подачи заявлений. Так, если ранее заявление об отмене итогов выборов принималось к рассмотрению в течение одного года, то сейчас этот срок сократился до трех месяцев, при этом срок подачи заявления об отмене итогов голосования остается прежним и составляет десять дней.
Планируется, что во втором чтении необходимость письменного подтверждения участия избирателя в выборах будет откорректирована. Сегодня фактическое подтверждение такого участия требует обязательного судебного запроса, Государственная дума планирует упростить данную процедуру.
Оценки поправок экспертами
Несмотря на то, что все думские фракции поддержали вносимые поправки, мнения экспертов в оценке принимаемого законопроекта разделились. Одни говорят о положительных моментах в совершенствовании конституционных норм избирателей, другие утверждают, что итогом такого решения будет усложнение общей процедуры обжалования результатов голосования. Сокращение сроков подачи заявлений так же вызвало неоднозначную оценку. По мнению некоторых экспертов, такая мера призвана выработать общую систему доверия к существующей системе выборов, но многие говорят о том, что данная мера – это своего рода ограничение возможностей обжалования, особенно на фоне обязательного фактического обоснования влияния допущенных нарушений на достоверность при подведении итогов волеизъявления избирателей. Сокращение сроков затрудняет сбор необходимых фактических доказательств и подачи в суд веского и аргументированного заявления.