Почему в Якутии упал Ми-8
Как стало известно, причиной падения вертолета Ми-8, случившегося летом 2013 года в Якутии, стала не одна причина, а их совокупность.
Как падал вертолет
Сотрудники МАК условно воссоздали ситуацию падения вертолета, который столкнулся с горой. Вертолет задержал вылет на час и поднялся в воздух около 00:00 ночи. Задержка произошла в связи с тем, что некоторые из пассажиров не предоставили билеты на посадку. Если опираться на заявление МАК, то после нескольких километров полета погода резко ухудшилась, и командиром было принято решение пойти на снижение и поменять маршрут. Видимость была нулевой.
После этого прошло всего несколько минут, и тогда пилот разглядел впереди черное пятно и, сообразив, что это горы, дернул штурвал. Однако это не спасло, и вертолет врезался в препятствие, после чего хвост скрутило из-за поломки винта. Машину стало вращать, после чего она упала на скалистую поверхность. Эксперты утверждают, что пассажиры вертолета не были пристегнуты, а багаж и груз тоже не были зафиксированы. Отчего нескольких пассажиров выбросило на землю, а один подросток выпрыгнул самостоятельно. После крушения загорелось топливо.
После крушения
Командир экипажа отключился, когда вертолет столкнулся с землей, поэтому второй пилот вынужден был освобождать его от ремней и возвращать в сознание. Выход в салон был заблокирован, в связи, с чем возникла необходимость разбить окна кабины. Бортинженер вертолета во время падения находился вместе с пилотами, но не пристегивался, от чего и получил более тяжелые травмы. Все они переместились от вертолета на безопасную дистанцию и наблюдали за тем, как огонь поглощает его.
Выбираясь из кабины, члены экипажа смогли взять всю полетную документацию, сигнальную ракеты и радиоустановку, по которой и сообщили в авиакомпанию предполагаемое место падения. Тревогу объявили лишь через 30 минут после этого сообщения, а первые спасатели вылетели только через час. Поиски длились почти полтора суток, во время которых умирали уцелевшие пассажиры. Два ребенка погибли от отравления угарным газом, престарелая женщина и женщина средних лет умерли от полученных травм. Двое – женщина и ребенок - скончались от переохлаждения. Подросток, который выпрыгнул из вертолета сам, сломал позвоночник, однако сумел выжить. Люди, которые остались в вертолете, сгорели.
Причины падения
В МАК указывают на то, что в момент обнаружения экипажем проблем в функционировании самописцев, которые не смогли определить параметрические данные, члены экипажа поменяли показания. Они стали говорить о том, что вертолет оказался в нисходящем воздушном потоке. Но тщательный анализ показал, что в точке падения все потоки воздуха шли вверх. Поэтому версию пилотов отвергли. В целом те, кто занимался установкой причин крушения, обнаружили большое количество нарушений и пилотов, и авиакомпании. Согласно выводам МАК, экипаж был плохо подготовлен к полету, а авиакомпания не передала пилотам информацию о маршруте, которую сообщила в центр управления полетами. Из-за такой неразберихи экипаж был неверно осведомлен о метеоусловиях на своем маршруте.
Но даже при получении более точной информации, она бы все равно оказалась точной не на 100%, потому как в той местности, где летел вертолет, нет метеорологических постов. При всем этом пилоты не имели навыков полета в условиях отсутствия видимости и даже не умели использовать систему, которая заранее предупредила бы их о возможном столкновении с твердой поверхностью.
Были и другие замечания МАК, такие, как низкий уровень организации перевозки людей и нарушение правил. Поэтому по факту падения вертолета возбудили уголовное дело.