Дрейфующая станция "Северный полюс-39" завершила работу в Арктике
Дрейфующая станция «Северный полюс-39» (СП-39) официально прекратила свою работу в 22.20 мск 17 сентября, проработав в Арктике почти год; теперь ученым предстоит найти новую льдину для станции СП-40.
Что такое дрейфующая станция «Северный полюс»?.. Почти для всех обывателей — что-то очень экзотическое, на грани фантастики. Особенно если учесть, что полярники живут и работают на ней целый год, находясь очень далеко от родных берегов. Между тем, зимовка для них — не просто романтика дальних странствий, а тяжелый каждодневный труд, о котором на большой земле знают непростительно мало.
На часах четыре утра по Москве. Яркое солнце висит над горизонтом; разломы морского льда не белые, а ослепительно синие, небесно-голубые, и смотреть на снег становится практически невозможно. Впрочем, такая погода в этих краях — скорее редкость. Тяжелая громада ледокола удивительно плавно и тихонько приближается к краю льдины, на которой стоит станция. Старший помощник капитана (старпом) Анатолий Чистов наблюдает за подруливанием и швартовкой с нижней палубы, изредка что-то докладывая по рации.
Станция «Северный полюс-39»
Когда атомоход прижимается к льдине, экспедиционники выносят большой бур, матросы тащат пару бревен. Уже через несколько минут «Россию», ловко вставшую в большой трещине, «привяжут» на так называемые ледовые якоря. Во льду высверливается глубокое отверстие, туда вставляется бревно, с бака и кормы спускаются толстые, витые швартовые троса, которые накидываются на импровизированные деревянные «колья». Хоть ледокол и огромен по размеру, на таких аккуратных привязях держится очень хорошо. Постепенно он начинает дрейфовать вместе с льдиной и стоящей на ней станцией.
Домики на станции — обманчиво легкие и маленькие. Еще в советское время была разработана их конструкция, напоминающая складную коробку. Случись что, пойдет вал торосов, затрещит под ногами лед — домик можно в одночасье сдвинуть с места и на тракторе везти куда хочешь. Можно разобрать и сложить, можно поставить два домика бок о бок. В каждом домике печь на солярке, аккуратная дымовая труба, крошечное окошко. Все сделано для того, чтобы тепла терялось как можно меньше.
Своеобразный центр станции — это ДЭС (дизельная электростанция), вырабатывающая электричество. Два больших дизель-генератора работают по очереди, обеспечивая светом и энергией работу всей станционной техники и компьютеров. Еще один домик в центре импровизированного городка на льдине — кают-компания с камбузом. Все полярники собираются в ней не только на завтрак, обед и ужин, но и когда надо что-то обсудить, просто пообщаться. Свободные от вахт лепят пельмени, помогают чистить картошку.
От ДЭС и кают-компании, как лучики, расходятся маленькие «улочки» на станции. Рядом с домиком гидрографа — специальная лунка, сквозь которую он эхолотом «прощупывает» дно океана. Выпиливать ее в толще льда нередко помогает вся станция, поскольку эта задача не из легких.
«В этом году мне лунку подарили на день рождения, помогли ее сделать, — улыбается гидрограф СП-39 Дмитрий Волошко. — Жаль, что теперь она пропадет. Моему сменщику на новом месте придется все по новой обустраивать».
Расположение домиков в целом произвольное, единственное условие — равномерное распределение нагрузки на льдину и обязательное размещение бочек с топливом в разных местах, порой довольно далеко от станции. Бочки ставят на «сепарации» — настилают на снегу доски и выстраивают в ряды, чтобы легче было потом откатывать. Скапливать в одном месте топливо и вообще все ценные запасы нельзя по одной простой причине — если заторосит или оторвет кусок льдины, станция не должна остаться разом без топлива. От него напрямую зависит выживание людей в Арктике.
Метеоплощадка на СП-39
Вотчина метеорологов, как правило, находится рядом с домиком радиста, так как им приходится чаще всего передавать колоссальные объемы информации на большую землю. Вообще, метео всегда стоит чуть на отшибе, потому что недалеко от этого домика расположена площадка с различными приборами и датчиками для наблюдений. Воздействовать на это место надо по минимуму. Измеряют ученые все, что можно измерить — температуру, влажность, количество солнечной радиации, углекислого газа, толщины снега и воздействие на него солнечной радиации в летний период... Своеобразный символ станции — высокая метеорологическая антенна. Вообще, как только метеорологи передают первую метеосводку с дрейфующего льда на далекий берег — станция считается открытой.
Домик техника-инженера, как правило, стоит недалеко от ДЭС — чтобы идти было поменьше. Есть еще домик начальника станции, аэролога, врача, океанологов... Везде на большущих деревянных треногах натянуты провода, протоптаны тропинки, наезжены целые дороги на «Буране» и «Тайге» (вездеходах).
«Да, льдина ничего, хорошая у нас. Когда старую начало ломать в апреле, переехали на километр-полтора, здесь обустроились, — устало рассказывает начальник станции СП-39 Александр Ипатов. — Вон там кают-компания стояла, мы ее разобрали еще до вашего приезда».
Петрушка, выращенная на СП-39
Как правило, ледокол прибывает на станцию, когда уже все сложено и упаковано, половина домиков сдвинута с места и подтащена поближе к месту погрузки на борт, аппаратура бережно разложена по контейнерам, часть из которых пойдет в далекий Петербург, а часть отправится на новую станцию. А уж когда над станцией начинает работать вертолет, таская в серебристой полумгле «авоськи» с бочками или сами домики, маленький обжитый «поселок» быстро теряет свои очертания. Впереди — новое путешествие и новый дрейф протяженностью в год. Многие полярники уже не раз оставались на зимовку с небольшими перерывами на большой земле.
В условиях быстрого свертывания станции представление о быте полярников непосвященный человек может получить лишь косвенное. Но и этого достаточно, чтобы понять, как люди стараются наладить скромное, но не лишенное уюта существование в арктических просторах.
«У аэрологов цела оранжерея была, — рассказывает Дмитрий Волошко. — Огурцы, к сожалению, не плодоносили, зато шикарно разрослись. А вот крошечные помидоры были — не только красные, но и желтые!»
Правда, сам Дмитрий Павлович поскромничал и поначалу умолчал о своих «садово-огородных» талантах — у него в домике целый год в большой пластиковой бутыли жил... кактус, привыкший к суровым полярным условиям. Он теперь стоит на столе в моей каюте, пока я пишу эти строки. Таким подарком от полярников можно только гордиться.
И если помидоры и огурцы увидеть, к сожалению, не удалось, то вот петрушку в маленьком лотке специалист-ледоисследователь СП-39 Сергей Ковалев мне вынес. Полярная петрушка — диво, да и только! Правда, ее до нашего приезда почти всю общипали, но на пробу осталось — необыкновенно вкусная и ароматная!
Собаки Арчи и Дик
Есть на станции и животные — две мохнатые полярные лайки, Дик и его сын Арчи. У Дика разные глаза, и когда этот большой мохнатый пес серьезно смотрит на тебя в упор, то просто теряешься. Один глаз — темно-карий, второй — светло-голубой. Морда суровая, но характер добрый.
Его сын, голосистый и простоватый пес, бегает за работающими полярниками и тоскливо, жалобно лает. Для собак приход ледокола — всегда большой стресс, поскольку они уже провожали несколько станций и прекрасно знают, что их любимые, привычные спутники уедут на этой большой и пахнущей металлом штуке. Мужчины и сами искренне печалятся, оставляя обжитое за год место. Правда, виду не показывают, да и работы невпроворот. Грустить некогда. В Арктике все воспринимается по-иному, гораздо острее — и роскошь настоящей дружбы, и надежность плеча рядом, и горечь расставания.
Высокоширотная морская экспедиция «Арктика-2012» по снятию дрейфующей станции СП-39 и высадке СП-40 организована Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом Росгидромета (ААНИИ ). Из Мурманска атомоход «Россия», принадлежащий ФГУП «Росатомфлот» госкорпорации «Росатом», вышел 8 сентября в 15.00 мск. «Россия» достигла места базирования станции 14 сентября, преодолев за неделю 1866 морских миль (3456 километров), из них во льдах 1103 мили (2043 километра).
После того, как завершилась погрузка имущества и оборудования станции на ледокол, а также экологическая зачистка льдины, на площадке, где располагались домики, был установлен флагшток, и начальник СП-39 Александр Ипатов спустил флаг станции. За время дрейфа льдина со станцией преодолела более 1900 километров, станция завершила работу на 84 градусе северной широты и 97 градусах западной долготы.
Атомоход «Россия» отправился на поиски новой льдины для станции СП-40 в 8.00 мск 18 сентября. В состав новой дрейфующей станции СП-40 входят 16 человек, причем двое из них перейдут с СП-39. Начальник новой станции — полярник Николай Фомичев. Экспедиция Арктического и антарктического научно-исследовательского института Росгидромета (ААНИИ) «Арктика-2011» по высадке СП-39 началась 17 сентября прошлого года. Станция СП-39 начала свою работу на 84 градусе северной широты и 150 градусах западной долготы.