Финансовый вопрос угрожает развалить переговоры ООН по климату в Дохе
Неготовность стран "закрыть" одну из рабочих групп и продуктивно завершить работу последних пяти лет может завести конференцию ООН по климату в Катаре в тупик и окончательно "развалить" переговорный процесс, считают эксперты экологических и других общественных организаций. Рабочая группа по долгосрочным мерам сотрудничества, созданная на конференции 2007 года на Бали, занимается общими вопросами работы стран в рамках конвенции и, в частности, общим видением долгосрочной цели, действиями по снижению выбросов парниковых газов развитыми и развивающимися странами, правилами мониторинга и отчетности, а также вопросами адаптации, передачи технологий и долгосрочного финансирования. На переговорах 2011 года в ЮАР страны договорились, что группа завершит свою работу и будет распущена до конца 2012 года. Ее первое заседание в ходе конференции в Дохе, открывшейся 26 ноября, началось с разногласий развитых и развивающихся стран о том, нужно ли использовать в качестве "черновика" решений текст, предложенный председателем группы, представителем Саудовской Аравии.
"Если работа группы по долгосрочному сотрудничеству не будет завершена, мне кажется, мы увидим тупик в переговорах", - сказал координатор климатической программы Oxfam International Тим Гор на пресс-конференции в среду. Гор пояснил, что речь идет о строгих взаимозависимостях, в которые развитые и развивающиеся страны поставили элементы политического "пакета решений", принятых на конференции 2011 года в ЮАР. Так, Евросоюз согласен на участие во втором периоде Киотского протокола только в случае видимого прогресса в разработке нового соглашения, которое должно сменить его после 2020 года. Развивающиеся страны, в свою очередь, готовы поддерживать такой прогресс только при условии результативной работы группы по долгосрочному сотрудничеству, в первую очередь, в части финансирования адаптации к изменению климата и борьбы с его причинами.
"Таким образом, получается, что если нет финансов - нет завершения работы группы (долгосрочного сотрудничества), нет этого - нет и работы по новому соглашению, нет нового соглашения - нет второго периода Киотского протокола. И мы в тупике", - сказал Гор. По мнению эколога, снятие напряжения, вызванного такой жесткой увязкой результатов переговоров по разным вопросам, будет одной из задач Катара как страны-председателя переговоров. Гор отметил, что вопрос источников наполнения Зеленого климатического фонда (GCF) после 2012 года остается главной "болевой точкой" переговоров. "Провал переговоров из-за финансового вопроса - это вполне реальная угроза. 100 миллиардов долларов (в год к 2020 году - ред.) были "клеем", который скрепил Копенгагенское соглашение, это единственная вещь, которая удерживала вместе стороны переговоров последние несколько конференций. Если мы увидим, как этот "клей" в следующие две недели растворяется, возникнет угроза распада политической договоренности", - сказал Гор.
По словам представителя Oxfam International, приемлемым результатом переговоров в Дохе по этому вопросу стало бы решение о проведении в 2013 году конференции доноров фонда. В 2012 году подходит к концу так называемый период быстрого климатического финансирования для развивающихся стран: на конференции в Копенгагене 2009 года развитые страны пообещали направить на эти нужды 30 миллиардов долларов на следующие три года. К 2020 году объем ресурсов, направленных на содействие внедрению низкоуглеродных технологий и борьбу с последствиями изменения климата, предполагается довести до 100 миллиардов долларов в год, и для управления этими значительными потоками в 2010 году был создан специальный Зеленый климатический фонд (GCF).
Однако, по заявлениям развивающихся стран и экологов, фонд даже спустя два года остается "пустой оболочкой", поскольку конкретных обязательств по объемам "климатической" помощи после 2012 года пока нет — как нет и понимания того, из каких источников будут привлекаться такие средства. Более того, по расчетам Международного института окружающей среды и развития (IIED), пока из обещанных 30 миллиардов долларов реально выделено лишь 23,6 миллиарда, причем более половины этой суммы представляют собой кредиты, а не грантовое финансирование, и лишь 20% ресурсов было направлено на задачи адаптации к изменению климата.