Нагорный Карабах. Возможно ли разрешить конфликт вне рамок единого государства?
Конец прошлой недели ознаменовался новым взлетом старой темы этнополитического противостояния Армении и Азербайджана. Информация о первых потерях сторон Карабахское Минобороны озвучило в понедельник. Выходные участники конфликта провели, бурно обвиняя друг друга и стараясь выяснить, кто же первым нарушил условия майского перемирия 1994 года.
«Яблоко раздора»
Распад СССР породил множество конфликтов. Национальные армянские и азербайджанские движения тогда спровоцировали межобщинное столкновение в Нагорном Карабахе, и 1988 год закончились вовлечением в конфликт огромного числа жителей обеих бывших республик Союза. Начинающийся как локальное противостояние, он мгновенно перерос в открытую конфронтацию. Лишь землетрясение в Спитаке отвлекло противоборцев. Но, ненадолго, и в начале 90-х результатом конфронтации стали полномасштабные военные действия. Причем на территории распавшегося СССР это был единственное столкновение двух уже независимых государств.
Кстати вспомнить, что этот конфликт между армянами и азербайджанцами в ХХ веке был не первым. Кровавые события 1905-07 и 1918-20 годов подтверждают, что Нагорный Карабах является подлинным яблоком раздора между двумя народами.
Мало что изменил декабрьский референдум 1991 года в Карабахе, на котором практически 100% населения выразили свое желание быть полностью независимыми от Азербайджана. В результате появилась не признаваемая мировым сообществом самостоятельная республика, а воюющие стороны усилиями МИНСКОЙ ГРУППЫ ОБСЕ (сопредседательство Франции, США и России) подписали в 1994 году мирные договоренности.
России не миновать вмешательства?
Многие эксперты уже высказались по этому поводу однозначно: не миновать, при условии, что залогом для разрешения проблемы станет ее сотрудничество в этом вопросе с Ираном и Турцией. Видимо сбывается то, что в конце 90-х предрекал шведский политолог Сванте Корнелл – Карабахский конфликт 90-х привел к тому, что и на самом Кавказе, и в его ближнем окружении возможно формирование различных группировок стран, которые неизбежно придут к политическому противостоянию.
Российский МИД призвал обе стороны проявлять сдержанность, не прибегая к использованию радикальных способов решения проблемы, найдя более стабилизирующие способы для этого.
Некоторые эксперты, подобно Борису Подопригора (ЭАС комитета ГД по делам СНГ), считают, что Россия должна последовательно придерживаться принципов подхода МИНСКОЙ ГРУППЫ к проблеме. Поскольку Карабахский конфликт не разрешим в принципе, если речь не идет о едином государстве, как, например, Российская империя или СССР. Когда два оппонента упорствуют в нежелании идти на уступки, главное – вооруженное столкновение между ними необходимо предотвратить.
Другие оценивают ситуацию в Карабахе с точки зрения попытки дискредитации России, как агрессора с имперским аппетитом, или политического способа заставить ее забыть об Украине.
Карабах – это бочка с порохом
Оценивая так ситуацию Евгений Бахревский (специалист по Турции) считает, что Россия при содействии Ирана и Турции способна направить ситуацию в сторону бескровного разрешения. Последние пока не торопятся менять занятых позиций и активности не проявляют. Зато Армении и Азербайджану в активности, с которой они обмениваются взаимными обвинениями в провокационных действиях, не откажешь.
На встрече в Сочи, запланированной на 8-9 августа, два президента двух воюющих стран снова будут договариваться. Снова о Карабахе.